Живопись в конце 15 и в 16 веке

Автор:admin

Живопись в конце 15 и в 16 веке

Подъем русской национальной культуры нашел свое выражение в творчестве крупнейшего русского живописца второй половины 15 — начала 16 века — Дионисия. Уже в ранний период своего творчества, в 60 — 80-х годах 15 века, Дионисий создал ряд замечательных фресок в Боровском Пафнутьевом и Иосифо-Волоколамском монастырях и в Успенском соборе в Москве. Однако вершиной его творчества являются хорошо сохранившиеся до наших дней росписи храма Рождества Богородицы в Белозерском Ферапонтовом монастыре, исполненные Дионисием вместе с сыновьями в 1500 — 1502 годах. Поразительна прежде всего гармонически уравновешенная композиция фресок, придающая им спокойно-величавый характер. Гибкие, стройные фигуры кажутся легкими и одухотворенными, а нежная гамма светлых и ликующих красок, бирюзовых, сиреневых и т. п, выразительно передают радостное мироощущение художника. Конкретность в изображении фигур и окружающей их обстановки предвосхищала появление светского начала, получившего свое развитие в живописи 16 — 17 веков.

Прошедший хорошую школу под руководством Дионисия его сын Феодосий в начале 16 века занял ведущее место в русской живописи. Под его руководством была исполнена стенопись кремлевского Благовещенского собора, которая изображала преемственность власти московских князей от киевских, а через них от византийского императора Константина. Крупнейшие композиции этого собора отличаются необычайной смелостью и яркостью изображения. Они принадлежали самому Феодосию. Ряд фресок  был написан его братом Владимиром.

В середине 16 века было создано много замечательных произведений русской монументальной живописи. К их числу, например, принадлежат фрески Покровской церкви Александровой слободы с торжественными и стройными фигурами князей Владимира, Бориса и Глеба. Наиболее крупным произведением монументальной живописи этого периода были фрески Золотой палаты Кремлевского дворца. Созданные в 1547 — 1552 годах, они на основных сюжетах «Сказания о князьях Владимирских» должны были символически выразить величие царской власти и христианской церкви.

Со взятием Казани связано создание в 50-х годах 16 века грандиозной иконы «Церковь воинствующая». Эта икона, близкая по живописной манере к историческим батальным картинам, изображает торжественное возвращение русских воинов-победителей из объятого пламенем города. По замыслу художника, икона должна была изобразить триумф Ивана Грозного, а в его лице всего православного самодержавия над неверными. Хотя икона имела церковное содержание, в характеристике изображаемых лиц звучат и светские мотивы.

Введение светского элемента в церковную живопись не было единичным явлением. Так, в знаменитой «Четырехчастной» иконе, созданной в середине 16 века, помимо лиц, причисленных к лику «святых», изображались цари, князья, рядовые священнослужители и даже представители простого народа, то есть люди, которые «живы суще». Элементы реализма, проникавшие в живопись, находились в противоречии со старыми, привычными канонами и вызывали протесты со стороны поборников старины. К числу их принадлежал дьяк Висковатый, которого смущало, например, что в росписи Золотой палаты рядом со Спасом «написана женка, спустя рукава, кабы пляшет». Этот вопрос обсуждался на соборе 1554 года, который вопреки мнению Висковатого признал допустимым в живописи не только каноническое, но и «бытийное» письмо, то есть исторические сюжеты, а также притчи, допускавшие художественный вымысел. Уступки новому, признанные собором, не переходили, однако, пределов, приемлемых для церкви и «богоустановленного» самодержавия.

Областью живописного творчества, более отвечавшей потребностям демократических слоев русского общества, являлась миниатюра. В ней начиная с 16 века, помимо религиозных тем, получили распространение исторические и бытовые сюжеты. Таковы например, миниатюры жития Сергия Радонежского, где изображены работы по постройке зданий, земледельческие занятия крестьян, хозяйственная деятельность монастыря, школьные занятия и т. п., а также миниатюры «Лицевого летописного свода».

В последней четверти 16 века в Москве возникло новое направление русской живописи, получившее благодаря покровительству со стороны Строгановых наименование строгановской школы. Работы мастеров этой школы отличались от произведений монументальной живописи тончайшей миниатюрной техникой, тщательным исполнением мелких деталей. Отвечая вкусам и запросам феодальной верхушки, художники строгановской школы стремились к внешней красивости, изысканности и утонченности фигур, изяществу отдельных золотой штриховкой  изображений. Вместе с тем, особенно в произведениях крупнейших представителей этой школы Прокопия Черина, Истомы и Никифора Савиных и других, заметно стремление к предельной выразительности и повествовательности. Большое внимание к бытовым деталям свидетельствует о проникновении черт реализма, который получает свое дальнейшее развитие в 17 веке.

Об авторе

admin administrator

Кировская область, Свечинский район, пгт. Свеча

Оставить ответ