Menu

Укрепление великокняжеской власти

0 Comments

Об укреплении самодержавной власти русских государей свидетельствовала торжественная церемония венчания «шапкой Мономаха» внука  Ивана Третьего Дмитрия, состоявшаяся в Успенском соборе в феврале 1498 года. За Дмитрием отныне было закреплено звание великого князя Владимирского и наследника русского престола. Венчание Дмитрия шапкой, якобы полученной Владимиром Мономахом от византийского императора, отражало рост международного престижа России.

В связи с этим событием сложилось особое публицистическое произведение — «Сказание о князьях Владимирских», в котором излагались официальные политические идеи. В «Сказании» рассказывалось о происхождении русских князей от римского императора Августа. Московские государи рассматривались в «Сказании» как непосредственные преемники киевских князей и наследники византийских императоров. «Сказание» служило целям идеологического обоснования самодержавной власти московских государей. Вместе с тем оно обосновывало право московских государей на воссоединение земель, входивших ранее в состав древнерусского государства. Аналогичные задачи преследовали и другие публицистические произведения, появившиеся в конце 15 — начале 16 века. Так, в повести о Вавилонском царстве развивалась идея преемственности власти византийских монархов от правителей Вавилона, а в дополнениях к повести сообщалось о передаче византийским императором Львом знаков царского достоинства Владимиру Мономаху.

Укрепление великокняжеской власти ожесточенно сопротивлялась боярская  оппозиция, недовольная ростом самодержавия. К концу 15 века при дворе Ивана Третьего сложились две группировки, между которыми шла борьба за власть. Одну из них возглавлял сын Ивана Третьего — Василий и его мать Софья Палеолог, опиравшиеся, по-видимому, на мирские круги дворянства, другая концентрировалась вокруг малолетнего Дмитрия и его матери Елены, дочери молдавского господаря Стефана Великого. Вероятно, к этой группировке принадлежали видные представители боярства — князь Семен Ряполовский, князья Иван и Василий Патрикеевы, посольский дьяк Федор Курицын и другие. В 1499 году князь Семен Ряполовский был казнен, а Иван и Василий Патрикеевы насильственно пострижены в монахи. Окончательное падение Дмитрия — внука произошло в 1502 году, когда он был заточен в темницу, а Василий Иванович провозглашен наследником престола. Основная причина опалы Дмитрия заключалась в связях его окружения с княжеско-боярской оппозицией. Падению Дмитрия-внука содействовала близость Елены Стефановны и Федора Курицына к московскому кругу еретиков, тогда как Василия Ивановича и его окружение поддерживала официальная церковь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *