Menu

Церковные праздники и верования.

0 Comments

Ильин день крестьяне считают особенно великим праздником. Приезжая в этот день к обедне, они привозят с собой по бураку кануну (то есть молодого сусла без хмеля), в который спускают по нескольку свежих колосьев. Во время обедни каждый крестьянин над своим бураком теплит свечу, а по окончании обедни над всем принесенным кануном священник «отговаривает свято». Крестьяне называют таким образом следующее священное действие: читается Отче наш, поется трижды величание празднуемому святому, читается священником молитва над приношением и самое приношение окропляется святою водой. После чего всякий крестьянин несет свой бурак на паперть и там половину кануна отливает в нарочно поставленные для этого катки, а оставшимся в бураке кануном тут же угощает своих знакомых и оделяет нищих, которых в то время бывает очень много.

Кроме кануну крестьяне в этот день привозят с собою еще под свято небольшие части баранины, как-то: грудинки, середки и плечики, а пчеловоды — от своих первых подлазов небольшую часть сотов. Над тем и другим приношением, которое все оставляют в пользу священно-церковнослужителей, «отговариваются свято» так же после обедни. По рассказам самих духовных, в Ильин день на церковнослужителей каждой из городских церквей достается: баранины, по крайней мере, от 10 до 20 пуд, кануну — от 30 до 50 ведер. В селах, где приходы состоят из одних крестьян, эти приношения в Ильин день бывают значительнее гораздо. Как много почитают крестьяне Ильин день, это видно еще из следующего: неделю перед Ильиным днем многие из них постятся. Особенно строгий пост все соблюдают в Ильинскую пятницу, которую считают важнее самого Ильина дня; во весь этот день крестьяне не работают. Напротив, в самый праздник после обедни очень многие из них принимаются за работу.

В первую пасхальную заутреню, во время встречи Христа, рыбаки отщипывают от своей свечи небольшой кусочек воску и кладут его в пазуху, а саму свечу прикрепляют у входа к дверям или косякам, с приговором про себя: «Как сюда валит народ, так бы шла летом и рыба в сети». После заутрени каждый из таких суеверов, принося домой отщипленный кусочек воску хранит его до времени рыбной ловли, в это время прикрепляет понемножку к каждой сети и тоже с подобным приговором: «Как пасхой в церковь шел народ, так теперь, рыба, иди в сеть». Точно таким же образом поступают в эту заутреню многие из кузнецов, пчеловодов и звероловов и произносят про себя подобные приговоры, относящихся до их занятий.

Почти все, не только крестьяне, но и горожане, замечают тот день, в которой был праздник Благовещения. В этот день в продолжение года бояться начинать дела сколько-нибудь важные. В праздник Благовещения, говорят, что никакая птица на земле не вьет себе гнезда. Поэтому-то в Благовещенский день, то есть в тот, в который праздновалось Благовещение, и не следует начинать никакого сколько-нибудь важного дела.

Некоторые верят, что в Великий четверток утром рано надобно считать деньги, чтобы их водилось больше. Для охранения своих домов от огня, воров и всяких других несчастий, могущих случиться в году, в этот день тоже до света обходят вокруг дома с иконою или, мало того, объезжают вокруг него верхом на палке с разными приговорами. Верят еще в четверговую соль и придают ей какое-то особенное свойство излечивать многие болезни: поэтому многие берут ее для разных случаев, но в особенности дают ее домашнему скоту во время болезни.

Верят в Ивановскую росу, которую по этому случаю некоторые из женщин собирают на этот день (24 июня) посредством разостланных на траве платков, выжимают из них в стеклянки и хранят как целительное лекарство от глаз.

Вообще можно сказать, что в домашней жизни здешнего простолюдина встречается еще много подобных суеверий и предрассудков.

 

(Глушков И. Е. Котельнич. 19 век. Топографо — статистическое и этнографическое описание г. Котельнича. Исторический очерк. г. Котельнич. Вятский региональный Центр русской культуры. 1999 г.)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *