Menu

Троицкая церковь города Котельнича

0 Comments

Первоначальное построение церкви во имя Пресвятые Живоначальныя Троицы с приделом великомученици Парасковеи, нареченныя Пятницы, относится к царствованию Михаила Федоровича, то есть к тому времени, когда все церкви еще находились в старом городе Кремле, обнесенном деревянною стеною.

В старину в Кокшарове над этою стеною были с трех сторон башни с воротами под каждой. Главные из них находились с восточной стороны. Под этими же воротами висели две иконы: одна — Спасителя Нерукотворенного образа в большом виде и другая — Казанской Божией Матери. Впоследствии первая перенесена была отсюда в таможню, бывшую тогда в старом городе, а по уничтожению ея пожертвована градским обществом в Николаевскую церковь (в 1810 году), в которой и по сию пору находится под именем таможенного; вторая была перенесена в нижнюю расправу, а из нея — во вновь учрежденный уездный суд, в котором существует и теперь.

В то время считалось там три церкви: Алексеевская (холодная), Троицкая и Архангельская (Николаевского прихода). Все эти церкви были деревянные и очень ветхие, в особенности Троицкая, в которой и служить было нельзя совершенно. А потому староста этой церкви, Павлик Рябов, отправился в 1624 году в Москву к святейшему патриарху Филарету Московскому и всея Руси с просьбою от своих прихожан, чтобы им дозволено было построить новую соборную церковь во имя Пресвятыя Живоначальныя Троицы с приделом великомученицы Параскевы, нареченныя Пятницы, на новом месте, находящемся за рекою Котлянкою.

Вскоре этот патриарх благословил и его и дал грамоту на постройку церкви за городом, на новом месте, в остроти у креста на площади, как сказано в грамоте. В то же время патриарх разрешил ронить и рубить лес и таким образом очищать место для постройки как новых церквей, так, вероятно, и самого города. А оставшуюся же старую церковь он приказал разобрать и на том месте, где был престол, поставить небольшой столб, который и теперь там находится, как остаток старины, хотя он, может быть, перестроен с того времени уже несколько раз

Построенная на новом месте церковь в скором времени подверглась опустошительному пожару, случившемуся в ночь на 2 число октября 1687 года и истребившему не только церкви, но и самый город. На другой же год после этого сильного пожара Троицкая церковь вновь была построена и натом же месте, с разрешения уже Ионы, архиепископа Вятского и Великопермского, вероятно,тоже деревянная и малая, потому что из записи 1703 года видно, что с этого времени и с разрешения Дионисия, архиепископа Вятского и Великопермского, приступлено к отводу вторичного нового места под соборную новозаводную церковь, на его архиерейской пашенной земле в небольшом расстоянии от Николаевской церкви.

В записи 1703 года говорится, между прочим, «о месте под соборную же Троицкую новозаводную каменную церковь на его архиерейской домовой пашенной земле против Николаевской церкви, в полмерою от часовни пятьдесят сажень печатных поперечника, а длинника от половинны дворов от того двора прямо к речке Балакиревице 73 сажень, на той земле отвели посадские жители пустошь с его архиерейскою домовою пашнею смежно длинника 120 сажень печатных, а поперечника 85 сажень печатных, а меры и на отводе той земли были Котельнича города Предтеченского монастыря строитель монах Антоний, протопоп собора Иоанн с братиею да градские люди: тут следует подпись 26 человек, а на закладке собора были: Троицкого собора Иоанн Аммосов почти с теми же посадскими людьми».

Через два года после отвода этого места (именно 15 апреля 1705 года) была закладка каменного собора. На это число в четверток (как сказано в записи), приезжали из главного Хлыновского собора протопоп Павел Лазарев с братиею и чудотворным образом Николая Великорецкаго для всенародного молебствия.

В 1721 году во время сильного пожара, случившегося в городе, новозаводная церковь много пострадала, но как была на этот раз каменная, то не была истреблена совсем. Все таки до 1747 года она не могла быть поправлена, в особенности не был поправлен придел теплой церкви во имя Святого Алексея человека Божия.

Последний пожар, бывшей в 1805 году, опять много повредил эту церковь как внутри, так извне. Такие сильные и частые пожары, случавшие в городе и подвергавшие собор крайнему бедствию, могли, конечно, истребить немало драгоценностей, хранившихся до того времени как в церкви, так и вея архиве. В 1830 году собор был устроен окончательно; в то время в нем, на северной стороне, устроен еще придел во имя Покрова Пресвятыя Богородицы.

Несмотря на бедствия, которым собор подвергался во время пожаров, в нем и по сие время хранится еще немало дорогих предметов старины, из коих особенно замечательна икона Святого Алексея человека Божия. Она хранится, как надобно полагать, более 2 веков, ибо общее предание говорит, что эта икона была пожертвована собору царем Алексеем Михайловичем, хотя грамоты о пожертвовании оной в настоящее время не находится в соборном архиве. По какому именно случаю она была пожертвована царем здешнему собору, достоверно неизвестно, но местное предание говорит, будто бы Алексей Михайлович имел обычай в день своего ангела рассылать по разным местам и городам иконы своего ангела. Не потому ли благочестивому обычаю царя обязан и наш собор иконою Алексея, человека Божия, как пожертвованием царским? И не находится ли в какой-нибудь связи с этим обстоятельством учреждение Алексеевской ярмарки, существующей здесь с давних пор, как говорит местное предание!

Может быть, в свое время имелась и грамота от царя Алексея Михайловича о пожертвовании иконы лил об учреждении ярмарки, но во время пожаров, неоднократно постигавших город и собор, она утратилась вместе с другими драгоценностями. По богатству церковных одежд и священной утвари Троицкий собор должно считать первым в городе. В Троицком соборе хранятся пять икон , оставшихся от ополчения, бывшего в 1855 году.

По недостаточности помещения в теплой церкви в настоящее время предположено колокольню сломать и перенести ее в несколько сажень ближе к гостиному дворе, а теплую церковь расширить, об чем местное духовенство, выправив новый план, представляло его на учреждение Святейшего Синода, которым разрешено произвесть означенную перестройку.

 

(Глушков И. Е. Котельнич. 19 век. Топографо — статистическое и этнографическое описание г. Котельнича. Исторический очерк. г. Котельнич. Вятский региональный Центр русской культуры. 1999 г.)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *