Menu

Торжок «Всех Святых»

0 Comments

Кроме Алексеевской ярмарки, в Котельниче бывает еще два небольших съезда: из них первый бывает всегда в первое воскресенье после праздника Петра и Павла и называется торжком «Всех Святых». Торжок этот установлен по случаю прихода святых икон в город, прежде из многих, а ныне только из четырех самых близких к городу сел; он продолжается не более трех дней. Время и случай первоначального установления этого крестного хода из окольных сел неизвестны вполне. Предание говорит, что он установлен по случаю бывшего сильного скотского падежа в городе и его окрестностях, а потому жители как городские, так и уездные, вероятно, не находя другого средства к избавлению от такого наказания, как прибегнуть к помощи Божией и Его святых угодников, обещали каждогодно молиться и принимать святых икон в город, надеясь только этим заслужить перед Всевышним, посылающим на людей все блага и кары, все милости и благодеяния. Таким образом, и ныне жители долгом считают сходить в собор помолиться «прихожим» иконам, многие служат им молебны о здравии своего семейства, а многие принимают их к себе на дом. Обыкновенно иконы сюда приходят в субботу, а уходят во вторник. До 1857 года обыкновенно иконы уходили отсюда в понедельник, но в 1857 году епархиальное начальство, по просьбе городских жителей, разрешило оставлять их в городе до вторника. В воскресенье после обедни с этими иконами бывает ход вокруг города при сопровождении немалого числа народа, а в понедельник и вторник иконы принимаются желающими на дома.

Главная торговля на этом трехдневном торжке производится: косами, серпами, точильными брусьями, бураками, холстом и вообще всеми предметами, необходимыми для поселянина, готовящегося к полевым работам. Кос бывает в продаже от 2000 до 3000 по 18 и 25 копеек за штуку на сумму от 440 до 660 рублей; серпов — от 1500 до 2200 по 15 и 20 копеек на 270 и 374 рубля; бураков разных величин — до 500 штук на 50 рублей; холста разных сортов — по меньшей мере от 20000 до 40000 аршин от 2 до 6 копеек на 400 — 2400 рублей; весь же оборот от этого торжка простирается не более как на сумму 6500 рублей.

В это же время, или как говорится здесь «о всех святых», многие из крестьян приезжают в город за тем, чтобы нанять себе страдовку, то есть работницу на время полевых работ (страдовка происходит от слова страда, страдовать. Страдою называют время жатвы. Страдовать — значит жать). Само собой разумеется, что в это время немало приходит в город таких крестьянских женщин и девиц, которые ходят по страдовкам. Многие из тех женщин, которые живут в услужении в городе, дождавшись этого праздника, оставляют свои городские места и уходят в страдовки. К этому побуждает их, разумеется, более выгодная заработная плата крестьян, чем у городских жителей. Надобно правду сказать, что так называемые стряпки, или кухарки, отправляющие черную работу по хозяйству, в городе получают незавидную плату от 75 копеек до 1 рубля редко 1 рубль 15 копеек, а 1 рубль 50 копеек, 2 рубля и более — очень редко. Надобно заметить при том, плата этой городской прислуги почти вся в деньгах только и заключается.

Но обратимся к страдовкам. Сборным пунктом для нанимающихся в страдовки служит место около собора на самом рынке. Эта особенность, довольно заметная для тех, кто не жил в Котельниче. Страдовки, смотря по способности к работе и по времени, на которое рядятся, выговаривают себе плату от 5 до 10 рублей. Сверх того выставляют  непременным условием, чтобы им дано было известное количество муки или зернового хлеба, льна, холста и прочего. Это называется «припросом», и он получается страдовкой по окончании срока, при отходе от хозяев. Окончанием  срока для страдовки полагается Покров или еще обыкновеннее «Модестов день». Этим последним именем крестьяне называют празднование святому Модесту, которое в разных селах совершается ими в разное время. Память святого Модеста совершается церковью 18 декабря. Но крестьяне едва ли знают, что церковное празднество этому святому положено именно в это число. Они празднуют святому Модесту в одном селе, например, в Круглышах, или на Матюгах (это одно и тоже село) — в первое воскресенье после Покрова. В другом, например, у Екатерины — в одно из следующих за тем воскресных дней, в Спасском, или обыкновеннее, у Спаса — за три недели до заговенья. Этот Спасский Модестов день считается самым последним сроком для страдовок.

Затем праздники святому Модесту бывают в селах Даровской, у Сретения и в Лапушной. В этом последнем селе празднуют святому Модесту 8 ноября, то есть в Михайлов день. Позже этого ни в одном селе Котельнического уезда не празднуется так называемого «Модестова дня». В некоторых селах совсем не бывает этого праздника у крестьян, особенно в более или менее новых селах.

Почему именно крестьяне празднуют святому Модесту, неизвестно. Только замечательно, что празднование этому святому они связывают более или менее с окончанием жатвы или вообще всех напольных работ.

В приход святых икон из окольных сел приезжими крестьянами нанимается в городе страдовок, а также пестуний и домовниц от 100 до 200 человек. В работники молодые люди нанимаются преимущественно около Алексеева дня (празднуемого 17 марта) сроком до зимнего Николина дня или до Рождества. Плата работнику, смотря по его возрасту и силе, полагается от 8 до 17 рублей сверх непременного приспроса, который состоит, главным образом, из верхнего исподнего платья и зернового хлеба. Ни работники, ни страдовки не нанимаются по месяцам как городская прислуга, но или на известный период времени, как объяснено выше, или же в год.

В первых числах сентября (7-го), по случаю прихода святых икон из города Вятки, в Котельниче бывает вторичный торжок, продолжающийся не более 4 дней. В это время приезжает сюда гораздо более народа, нежеле на первый, приезжают даже некоторые купцы соседних уездов, как-то: Слободского, особенно Орловского и Яранского, торгующие красными товарами. Из Слободского и Уржумского уездов приезжает немало татар для закупа молодых жеребят, которых они уводят партиями от 50 до 150 голов. Весь закуп жеребят простирается примерно до 1500 голов. На этом торжке, как и на других, больше расходуются те товары, которые отвечают потребностям крестьян. Оборот этого торжка простирается не более как на 6000 или на 10000 рублей. Вятские иконы остаются в нашем городе около двух суток: отсюда они отправляются в Яранск. Во время хода этих икон торг производится и в селах, лежащих как на пути из Орлова в Котельнич, так и на пути из Котельнича в Яранск.

 

(Глушков И. Е. Котельнич. 19 век. Топографо — статистическое и этнографическое описание г. Котельнича. Исторический очерк. г. Котельнич. Вятский региональный Центр русской культуры. 1999 г.)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *