Menu

Сватовство и брак.

0 Comments

Браки в нашем городе совершаются в ранний возраст жениха и невесты, потому что родители опасаются, чтобы их дети не могли без женатой жизни нравственно испортиться. Поэтому у нас редко можно встретить мужчину лет в 30; на такого мужчину неблагосклонно смотрят все, даже и те семейства, в которых вовсе нет дочерей. Следуя такому настроению общества, родители-старики, как скоро сын их достиг совершеннолетия, начинают хлопотать об отыскании ему невесты. Выбор падает более на ту из девиц, которая может быть не только доброю женою для своего мужа, но и женщиною, как говорится, работницею, потому что не только в мещанском быту, но даже и в купеческом средней руки, зачастую не держат прислуги. Заботясь же о таком раннем пристройстве своих дочерей, родители заблаговременно также приготавливают для них приданое, которое ко времени совершеннолетия дочери бывает почти все готово, исключая разве свадебных нарядов и других предметов, необходимых для самой свадьбы.

Сватовство в Котельниче, как и везде в нашем отечестве, непременно производится через свах, как и посредствующих с той и другой стороны лиц, но в сущности хлопочущих единственно об интересах своих, а не жениха и невесты. Задумав женить своего сына, родители, посоветовавшись в своем домашнем кругу, с благословения Божия посылают уже выбранную заранее бойкую сватунью в тот дом, где сыну их более нравится невеста. Свахе поручают узнать от родителей невесты, намерены ли они выдать свою дочь за их сына и если намерены, то что дается за их дочерью в приданое как из денег, так и из платья. Если родители почему-либо не соглашаются выдать свою дочь за жениха, от которого получили предложение, то сваха считает своею обязанностью выхвалять достоинства жениха, положение и характер семейства, к которому он принадлежит, и прочее. Надобно заметить, что сватовство ведется сперва секретно, из опасения, чтобы кто-нибудь разными слухами и сплетнями не расстроил предположенного брака.

Родители невесты, узнавши от свахи о цели ее прихода, если согласны иметь дело с людьми, пославшими ее к ним, то ласково и убедительно просят дорогую гостью остаться у них и побеседовать с ними о деле. Переговорив с нею, о чем должно, и угостив ее на порядках, при расставании с нею родители невесты просят ее пожаловать в известный день вместе с женихом и его родными, причем заказывают последним: «Чтобы будущие сваты не беспокоились очень о приданом; насчет приданого как-нибудь сойдемся; если мы немного поприбавим, то они поубавят, вот у нас и дело сойдется». Если же за жениха, от которого пришла сваха, родители невесты по каким-либо причинам не намерены выдать свою дочь, то отказывают тем, что «в нынешний мясоед они не приготовились отдавать ее», или о выдаче ее хотят немного подумать, или же другим каким-нибудь более или менее ласковым словом.

Если посольство свахи увенчалось успехом, то родители жениха, жених и сваха отправляются в назначенный день к невесте. Невеста вместе со своими родными встречает пришедших гостей и садится где-нибудь в той же комнате, в которую приняты гости, но вскоре удаляется. В другой раз невеста выходит с чаем, которым обносит всех пришедших гостей, в том числе и своего жениха. В третий раз выходит угостить десертом, после чего уходит в свои домашние комнаты и уже более не показывается. Этим вечер, однако, не оканчивается. Вслед за невестой удаляются и ее родители, чтобы узнать от нее, нравится ли ей жених, и решить между собою окончательно, что за нее дать в приданое. Между тем и родители жениха спрашивают его, согласен ли он взять за себя виденную невесту, советуются также с ним и между собой относительно того, на чем им остановиться в условиях о приданом. Посоветовавшись таким образом и не находя препятствий к соглашению, родители жениха и невесты вместе сговариваются между собою, в знак согласия ударяют по рукам и молятся Богу. Тот вечер обыкновенно называется «смотрами» или «казанием невесты». Если в этот вечер последовало рукобитье, то оно празднуется особо в другой вечер, который так и называется «рукобитье, сговор».

Чтобы просватать дочь, говорят здесь, для этого нужно сделать форменный праздник, по которому бы все знали в городе, что такая невеста действительно просватана за такого-то жениха. На этот форменный праздник, называемый сговором, приглашаются родные и даже знакомые как со стороны жениха, так и со стороны невесты и, кроме того, священник. При приходе священника мать выводит из домашних комнат невесту, которая рядом с женихом становится перед иконами. Священник впереди жениха и невесты, обращенный также к иконам, с животворящим крестом в руках, читает известную молитву. По прочтении молитвы жених и невеста прикладываются  ко кресту, потом здороваются (целуются) между собой, с родителями и со всеми присутствующими. После этого обряда жених и невеста уже имеют право сидеть и ходить вместе. В сговор невеста дарит чем-нибудь своего жениха, его отца и мать, а также и священника; жених в свое время непременно отдаривает невесту, а также отца и мать невесты. Надо заметить, что смотры и сговор бывают нередко и за один раз.

На другой день после сговора жених приходит к невесте с гостинцами. Гостинцы он приносит невесте раза три и более. Всякий раз, когда он бывает у невесты с гостинцами, собираются к ней девицы — ее родственницы или знакомые. Они шьют что-нибудь на невесту и поют песни, чтобы развлечь ее от грусти, которая овладевает ею в это время. Дня за два или за три до свадьбы бывает девишник, на который собираются почти одни девицы. В вечер девишника девицы поют песни, грустное содержание которых отвечает настоящему событию и возбуждает в невесте иногда слезы. Впрочем, девишник празднуется более открыто, когда не празднуют сговора.

Накануне свадьбы с иконою отправляют в дом жениха и все имение, идущее в приданое его невесты, отправляют в сопровождении постельницы, женщины опытной, которая передает приданое жениху на руки и приготовляет спальную («подклеть») комнату для будущих молодых. В день брака, незадолго перед тем временем, как ехать к венцу, поезжане со стороны жениха собираются к нему в дом. Тогда жених, а перед ним отец и мать его кладут пред иконами несколько земных поклонов. Потом отец и мать обращаются к сыну, вместе держа благословенную икону; сын перед этою иконою кладет три земных поклона и приклоняет голову: родители трижды крестообразно осеняют иконою приклоненную голову сына и через голову его предают икону шаферу, иначе — дружку. Непосредственно за этим точно так же благословляют его нарочно приготовленным для этого случая хлебом и так же через голову передают этот хлеб дружку. Принявши таким образом благословение от родителей, жених падает им в ноги, целует их руки и в уста; затем целует в уста других своих родственников и всех находящихся в комнате. При этом прощании жениха с родными водится здесь обычай давать ему на дорогу денег, сколько кто может дать, а особенно даются тут старинные деньги — рубли и полтинники.

Между тем в доме невесты совершается точно такой же обряд благословения, об окончании которого шафер со стороны невесты извещает жениха, что невеста готова к венцу. Тогда женихов поезд, в котором участвует и священник, отправляется в церковь, где дожидается прибытия невесты. При прибытии невестина поезда жених выходит из церкви на паперть, где встречает невесту, и потом оба они входят в церковь. Но чаще бывает так, что женихов поезд, в котором непременно находится священник, отправляется не в церковь, а в дом невесты. Здесь в таком случае посреди комнаты бывает накрытый и уставленный приборами стол, на котором находится хлеб с солью или какое-нибудь пирожное. Жених с невестой, священник и поезжане обеих сторон садятся за стол, где, за исключением жениха и невесты, которые, по обыкновению, в день брака постятся, всех обносят рюмкою вина. После чего все встают из-за стола, священник с крестом в руках читает молитву, прикладывает жениха и невесту ко кресту и потом все, за исключением родителей невесты, отправляются в церковь. Из церкви возвращаются непременно другою дорогою, а не тою какою ехали в церковь. В доме жениха отец и мать его с хлебом и стаканом меду на подносе встречают молодых на крыльце. Здесь молодые пьют мед да здороваются с родителями и сопровождаемые  всеми поезжанами и шаферами с благословенными иконами входят в комнаты. По приезде в дом молодых тот час же у них бывает «подавай», или бросание на драку ребятишкам и вообще всем тем любителям, которые имеют сильное желание погулять и полакомиться на счет и на здоровье новобрачных князя и княгини. В это время калачи, булки, пиво и вино расходятся для таких нецеремонных посетителей в большом количестве.

На другой день свадьбы молодые отправляются делать визиты ко всем своим родным и знакомым, из которых некоторым привозят в подарок конфеты, пряники (гостинцы). Тех, которым делают визиты, молодые просят в тот же день пожаловать к ним на вечер. А к тем, у которых не успевают быть с визитом, посылают приглашение. Этот вечер называется «веселым пиром», которым и оканчивается свадебное торжество.

На третий день свадьбы здесь в мещанстве непременно топят баню для молодых. Это дело исправляют услужливые шафера и дружки. Пока дружки исполняют возложенное на них дело, в доме молодых между тем своим чередом идет сильное веселье и пляска. В этом веселом состоянии гости провожают своих молодых в истопленную баню. Исступленные крики, игра на скрипках, бой в сковороды и заслоны знаменуют это шествие. А некоторые из пьяных женщин даже влезают на крышу бани, в которой находятся молодые, и хлещут из всей силы себя веником с разными притом приговорами и причудами. По выходе молодых из бани дурачества гостей продолжаются пуще прежнего. Теперь многие из гостей делаются как будто чисто сумасшедшими, ибо, не ограничиваясь своим шумом, пляской и музыкой, они бросают на пол все, что ни попадает им под руку, как например, горшки, корчаги, ведра и тому подобное, и все это разбивают и разрушают как бы в честь молодых. Из этого можно до известной степени судить и о нравственности здешнего простолюдина, впрочем, такое дикое веселье бывает ныне только в более или менее грубом мещанстве.

 

(Глушков И. Е. Котельнич. 19 век. Топографо — статистическое и этнографическое описание г. Котельнича. Исторический очерк. г. Котельнич. Вятский региональный Центр русской культуры. 1999 г.)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *