Menu

Судебник 1550 года и Стоглав.

0 Comments

Важным мероприятием в области кодификации норм русского права и упорядочения судопроизводства было составление в июне 1550 года нового Судебника. В Судебнике Ивана Четвертого получила отражение дальнейшая, хотя и не всегда последовательная, централизация аппарата государственной власти. В судопроизводстве увеличивался удельный вес центральных органов управления и дьяческой бюрократии; еще более ограничивались судебные функции наместников за счет более широкого привлечения к участию в суде представителей зажиточных кругов посадского населения и черносошных крестьян. Усиливались суровые наказания «ведомых лихих людям», и вводился «розыск» по делам, связанным с «разбоем» и «душегубством». Судебник 1550 года подтвердил постановление Судебника 1497 года относительно крестьянского «выхода» в Юрьев день, увеличив плату за выход. Судебник 1550 года носит на себе следы компромиссного характера политики правительства Адашева. Дворянству не удалось добиться сколько-нибудь серьезного ограничения боярского землевладения.

Вопрос о судьбах церковно-монастырского землевладения сделался предметом специального рассмотрения на заседаниях церковного собора 1551 года, получившего название Стоглавного собора, или Стоглава. Правительство предполагало осуществить с согласия собора ликвидацию церковно-монастырского землевладения и «белых» слобод, принадлежавших духовным феодалам и обладавших большими податными льготами. Однако иосифлянское большинство Стоглава решительно поддержало принцип незыблемости прав духовенства на владение недвижимой собственностью, в защиту которого выступил митрополит Макарий. Дело окончилось принятием компромиссного решения. Монастырское землевладение несколько сократилось. Аннулировались, в частности, сделанные после смерти Василия Третьего княжеско-боярские земельные пожалования в монастыри. Монастырям запрещалось без доклада царю покупать земли, а потомкам удельных княжат — передавать земли на «помин души». Духовные феодалы не могли впредь основывать новые «белые» слободы и дворы в городах. В результате пересмотра жалованных грамот, произведенного в мае 1551 года, отдельные церковно-монастырские корпорации лишались некоторых своих земель, население монастырских городских дворов приравнивалось в податном и судебном отношении к посадским людям, а главные податные привилегии, распространившиеся на другие поземельные владения духовных вотчинников, были ликвидированы. Только позднее, в годы опричнины, церковникам удалось добиться частичного восстановления податных привилегий.

На Стоглаве митрополит Макарий и другие иосифлянские иерархи провели ряд реформ, направленных к унификации некоторых церковных обрядов и ликвидации отдельных злоупотреблений духовенства. Собор принял также постановление об организации специальных училищ для подготовки священников. Все эти мероприятия должны были поднять авторитет церкви.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *