Старообрядчество на Руси

Автор:admin

Старообрядчество на Руси

Русь вздыбилась. Грамотные, авторитетные старцы учили, что антихрист уже пришел и осквернил церкви и «чистыми» остались одни болота, лесные дебри, в которые и нужно было уходить.

В конце 17 – начале 18 века все действия властей против раскольников приводили к одному: люди запирались в лесных избушках, обложенных смольем, и угрожали себя сжечь с малыми детьми, если их не оставят в покое и не разрешат молиться по старому. После правления императора Петра Первого власти пошли на некоторые уступки, послабления для старообрядцев, те в свою очередь стали молиться за царя, чем высказали лояльность к власти, и гари постепенно сошли на нет.

Батюшка Серафим Саровский своим дивеевским «сироткам» так говорил о спасении старообрядцев: «Вот представь, радость моя, бушующий океан, житейское море, и среди волн два корабля – один большой, крепкий, а рядом громадные волны захлестывают крохотную лодочку…» Еще в 3 веке святитель Киприан Карфагенский сказал: «Не люди делают Церковь, а Церковь освящает людей». Люди могут быть грешными, но Церковь, во главе которой стоит Бог, свята. Главное не то, как обряд совершается, а то, что он совершается в Церкви.

Проблема старообрядчества не является исключительно церковной, как может показаться на первый взгляд. Церковный раскол 17 века нанес жесточайший удар по национальному самосознанию. И сейчас, в начале 21 века нам надо сближаться, собирать силы для сплочения и возрождения Отечества после очередной смуты.

Старообрядчество в Западной Сибири началось с середины 17 века, староверы стали расселяться по самым отдаленным и труднодоступным местам страны (включая Сибирь), уезжали за рубеж, где и поныне живут обособленно, свято чтя национальные традиции и обычаи, следуя христианским заповедям и заветам своих дальних предков.

Многие бежали на окраины Русского государства – на Урал, в Зауралье…

В 80-е годы 17 века в Сибири появились первые старообрядцы, так они называли себя. Поселились «переселенцы» в Тюмени, Таре, Томске и окрестных деревнях, в том числе в границах ныне Исетского и Упоровского районов. Но и здесь они не всегда могли скрыться от всевидящего государева ока: переселенцы к своему первоначальному званию «раскольники» получили еще одно – «двоедане».  Царь Петр Первый узаконил для них такой порядок: хочешь исповедовать старую веру – исповедуй, но будь добр, плати в казну две дани, то есть два налога. Трудовому люду одна дань казалась непомерной, а тут двойной обложили. «Пусть две дани, зато на воле!» — рассуждал народ. С тех пор называют старообрядцев двоеданами – потому что две дани платили.

На рубеже 18 -19 веков переход части крестьян – беглопоповцев Зауралья к беспоповской практике, во многом был связан с активной деятельностью Мирона Галанина, духовного руководителя урало-сибирского старообрядчества. Мирон Иванович описал его жизнь, что само по себе весьма ценно, если учесть такой факт: издания рукописей дониконианского периода  и после него – редкие в своем роде и найти их сегодня не так просто. Он также автор нескольких книг «про древнее благочестие».

Духовный руководитель и его единомышленники дали толчок к оформлению радикального течения в урало-сибирском старообрядчестве – так называемой стариковщины. Свое название оно получило от того, что богослужение, обряды крещения, причащения и отпевания умерших совершали в нем избираемые общиной «искусные» старики. Следует отметить, что приверженцы стариковщины признавали необходимость священства и хотели бы его иметь, но из-за отсутствия «истинных» священников от этого института отказались.

Наиболее крупным и влиятельным было Ирюмское общество, объединившее старообрядцев деревень Ялуторовского уезда Тобольской губернии, расположенной по реке Ирюм. «Ирюмские отцы» слыли «мужами благовейными и мудрыми». Они наставляли единоверцев: терпите и веруйте. После кончины Мирона Галанина под влиянием екатеринбургских купцов и их агентов значительная часть крестьян-старообрядцев, ранее приверженных стариковщины, присоединилась к Екатеринбургской церкви, но чисто формально. Культовыми центрами по-прежнему оставались небольшие деревянные часовни, такие как на могиле Мирона Галанина и молельные дома. Прошло не одно столетие. Староверы сохранили многие важные черты традиционной материальной и духовной культуры русского народа. Этому способствовали их религиозно-культурные установки.

В 1971 году поместный собор Русской православной церкви снял клятвы на старообрядцев, наложенные в 1656 и 1667 годах. Мир и согласие должны воцариться среди верующих: что им делить? Да, и художить в рассыпную.

В Тюменской области, есть районы компактного проживания людей с фамилией Шороховы. Однако больше всего их в Приисетье. Ранее здесь был центр раскола на Урале и в Сибири. В 1895 году в Тобольской губернии Ялуторовского уезда проживало более 36 тысяч человек, из них третья часть в Приисетье. Стоит отметить, что все они были разных согласии: староверы и православные. Первых называли оброшными, реже двоеданами, вторых мирскими. У староверов было много толков: поморцы-сидоровцы и поморы-бракоборы, самокрестцы, крюковцы, часовенные, зеновцы и другие.

Двоедане часто собирались вместе. Вместо избы-молельни большая комната. Внутри передняя стена полностью занята иконами, а все остальные пустые. А еще там были подрушники, лестовички.  

На моленье в «собор» двоедане ходили небольшими партиями.

Двоедане, большое внимание обращали трапезе. Все лучшее выставлялось на стол, чем богаче праздничный стол, тем богаче в будущем будет достаток в доме.

Для старообрядцев, обосновавшихся по берегам реки Исеть, характерны живописные иконы на дереве, в композицию которых введены меднолитные произведения. Более того местные староверы предпочитают литье живописным иконам, нередко используя их лишь как основу. Все медное литье можно разделить на три основных вида: кресты, складни, иконы. Складни – складывающиеся иконы, состоящие из двух-четырех створок, соединенных вместе. В конце 19 века, кроме креста, в доску врезались складни, образки с изображением праздников, избранных святых и даже отдельные створки складней. Все это дополнялось живописными изображениями, выполненными на левкасной основе. Такие иконы называют «домовые иконостасы». Меднолитные иконы – это отливки прямоугольной формы. В основном образки размером от 3 до 8 см носят название тельных (нагрудных). Для ношения их на кожаном или веревочном шнурке предусматривается особое крепление (ушко, петля и т. д.). Не редко используются «среднеформатные» иконы размером от 20 до 40 см. Довольно редкими считаются литые иконы большого размера. Они, как и живописные, меднолитные отличаются многообразием сюжетов.

В деревне Кирсаново Исетского района на старообрядческом кладбище стоит деревянная часовенка и крест на могиле святого Миронушки, то есть Мирона Галанина, который ушел в мир иной в 1806 году. Но жив крест, жива иконка, жива обитель Миронушки. Так любовно называют старообрядцы культовое сооружение, которое выполняет роль церкви – сюда приходят молиться по праздникам. Старообрядчество – плод церковных реформ, проведенных царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном в 17 веке. «Порушили истинную веру!» — ахнул народ. Шесть веков так веровали – и вдруг вера «не та». Русь вздыбилась. Стойкие поборники дониконианской церковной старины подверглись жестоким мучениям и казням. Повсюду горели костры самосожжения, на которых тысячами гибли русские люди. Обвиненным в расколе рубили головы, их четвертовали, подвергали пыткам, не делая различий между мужчинами, женщинами и детьми. «Нет нигде места – только уходу, что в огонь и воду» — говорили они.

А первые при Советах старообрядческие артели Исетского района противопоставили поголовной коллективизации свое трудолюбие. Парадокс, но именно трудолюбие делало их зажиточными. В 20 -30-е года 20 века на горе и на беду именно у них оказались самые крепкие крестьянские хозяйства, они первыми попали под топор новой власти и подверглись гонениям. Позже в качестве передовых долгие годы ходил колхоз «Новая деревня» в д. Осинова. Район, кстати, и сегодня зовется хлеборобным.

Вот какие стихи слагали о себе старообрядцы:

Стих 1. О никонианаха

Я, человек сам ничтожный и грешный,

Стих про Церковь Божию сложил благоспешно.

Церковь наша Божия всеми оконфужена,

А в мире сияет, как в песке жемчужина.

Богом утвержденная бедным малым стадом,

Верой огражденная, словно палисадом,

Древния догматы в себе сохранила,

Врагам супостатам сделалась немила.

Ведет к Богу стадо узким путем тесным,

Тех, кто ограждается знамением двуперстным.

Ты была Христова до шездесят шестова,

И вся наполнялась Божией благодатию,

Всегда наводнялась Христовою братией,

Тобою владели духовные лики,

На тебя глядели со злобой католики.

Ето лжеучители в Русь Святую посланы

От змия дракона з бесовским законом.

Они въяв ходили поземному шару,

Всегда наводили на християн кару,

Они навещали все грады и веси,

Мир к себе прельщали все равно как беси.

Они напустили на мир скорбь велику:

Прежде всех прелстили Никона владыку.

Никон к ним предался

И за дело принялся:

Склонил всю Россию

И царя Алексия

К новому обряду.

Он за ети хитрости

Получил в награду –

Печать от Антихриста.

Ету печать зверскую,

Скверную, богомерскую

От владыки Никона приняли простыя миряне,

Купцы и дворяне.

И все цари и князи

Стали з бесом в связи.

А Божия люди верныя

Не приняли печати скверныя.

Они не хотели отступить от Бога,

Претерпели от злова Антихриста наказания много.

Жгли их живых в срубах,

И выбивали зубы,

В темницах морили, // наносили раны,

Тысячи ссылали в дальния страны,

Пастырей лишали духовнаго сана,

Руки и ноги отсекали

И вытаскивали вне стана.

Об авторе

admin administrator

Кировская область, Свечинский район, пгт. Свеча

2 комментария

RusWhotaДата:7:05 дп - Мар 30, 2022

Выдающимся прорицателем создан суть секретного предсказания которое относится Российской Федерации. В документах говорится что Русское государство поджидает три больших войны, они будут сложные для обычных людей. В первых двух войнах Российское государство достигнет победы. Российское государство одержит истинное величие, но через почти 100 лет после последней победы Русское государство распадется на несколько стран. Глава самой большой государства не сможет это принять и после 20-ти лет сидя во власти, будет продумывать идеи о воссоединении стран. Эта мысль будет провалом для страны. В самом начале он поработит море и обозначит это значащей победой, пройдет немного времени он вознамериться захватить часть суши. Это решение принесет им только большое количество смертей, сыны великой страны будут гибнуть за чужую землю, а для всех остальных государство Россия станет заразой от которой надо бежать. Только убийство правителя спасти страну. Выбор за людьми!

Оставить ответ