Население «белых» и «черных» дворов не было одинаковым и по своему имущественному положению. В «белых», то есть в льготных, дворах жили зависимые от светских и духовных феодалов ремесленники и дворовая челядь. Наличие «белых» дворов и слобод задерживало развитие русского города и ухудшало положение «черного» населения, на которое всей тяжестью ложилось бремя государственных податей и повинностей. Имущественная дифференциация «черных» посадских людей зашла в 16 веке далеко. По своему имущественному положению они делились на «лучших», «середних» и «молодших» людей. Отнесение в ту или иную категорию производилось по величине налога, определяемого размером имущества посадского человека. К категории «лучших» людей относились крупные торговцы и владельцы ремесленных предприятий, имевшие подмастерьев и учеников.
Высший слой московского купечества в 16 веке образовал три привилегированные организации. Сначала появилась организация самого крупного купечества — гостей. Во второй половине 16 века сложились еще две организации, получившие название гостиной и суконной сотен. Торговые люди, входившие в эти корпорации, освобождались от посадского тягла, получали право судиться только в Москве и ряд других льгот. Помимо собственных торговых операций гости и торговые люди гостиной и суконной сотен выполняли различные казенные поручения — торговали разными принадлежавшими казне товарами в русских городах и за границей, собирали таможенные пошлины и тому подобное.
Рост богатства крупных торговых людей сопровождался разорением мелкого посадского люда, на который ложилась основная тяжесть многочисленных и все возрастающих податей и повинностей. К тому же мелкий посадский люд страдал от конкуренции, а иногда и открытых насилий со стороны населения «белых» дворов.
О том, насколько далеко зашла социальная дифференциация города, свидетельствуют нормы Судебника 1550 года, устанавливающие за «бесчестье» гостя штраф в 50 рублей, за «бесчестье» «середнего» посадского человека — 5 рублей и «молодшего» — 1 рубль.
Таким образом, развитие феодального города приводило к резкому росту противоречий внутри городского населения между богатыми и обедневшими, между феодалами и зависимым от них населением, между так называемыми беломестцами и «черными» людьми.
Об авторе