Menu

Семик

0 Comments

На седьмой неделе после Святой Пасхи, в четверток, на кладбище совершается поминовение усопших. Этот поминальный день обыкновенно называется «Семиком», вероятно, оттого, что он бывает на седьмой неделе после Пасхи.мВ день Семика с самого утра съезжаются на кладбище для поминовения усопших родных много народу как из деревень, так и из города.

Сперва в обычное время совершается заупокойняя обедня, потом панихиды для одних в церкви, для других, по их желанию, на могилах усопших родных. Для исправления этих панихид по окончании обедни в городе приходят все священники от всех церквей. Когда панихиды будут отправлены для всех желающих, тогда все священники со святыми иконами отправляются от церкви на ту могилу, в которой будто бы похоронены воины, павшие в сече с новгородскими выходцами.

Здесь служится так называемая всемирная панихида за всех воинов, которые пали в этой битве. Этой-то общей, или всемирной панихидой и оканчиваются все поминовения, и народ возвращается по домам.

Замечательно, что во время совершения всемирной панихиды многие из крестьян имеют обычай бросать в яму, над которой служится эта панихида, деньги и яйца, из которых первые после прибираются и уносят в церковь в виде приклада. По окончании панихиды те же крестьяне, как бы в знак той битвы, которая происходила около этого места, бросают один в другого печеными яйцами, отчего и происходит в это время между ними сильный крик и шум.

Позже еще по окончании панихиды некоторые из крестьянских баб растущую в этой яме траву вырывают и несут домой, где и хранят ее как лекарство во время болезни своего домашнего скота.

Никакого знака, который определенно мог бы указать на могилу убиенных воинов, в настоящее время не имеется совершенно, кроме довольно широкой, но неглубокой и поросшей дерном и травою ямы, которая издревле всеми признается местом убиенных. Это место находится в нескольких саженях к югу от церкви и также нескольких саженях от грани, с которой начинается крутой спуск к реке Вятке.

Приходя на кладбище с единственной целью помянуть своих загробных родных, многие из крестьян и горожан имеют еще обычай после панихид обедать на могилах своих родных, для чего и приносят сюда разных кушаний, как то: яиц, блинов, пирогов, жареного и прочее, а крестьяне, мало того, приносят с собою еще пиво и вино, впрочем, не обходятся без этого и некоторые их горожан, хотя они пьют и едят без соблюдения тех суеверных обрядов, какие замечаются у крестьян.

Последние же на разостланную скатерть ставят все явства и, угощая ими своих родных и знакомых, не забывают также угощать и своих загробных родных и друзей. Для этого кладут им особо на могилу ватрушку и часть пирога, также пива и вина, то и другое потом льют в нарочно проткнутую ямку, с плачем приговаривая, что и он, голубчик или голубушка дорогая (смотря по тому, мужчина или женщина похоронены), любили прежде то или другое попить и поесть. Продолжая таким образом поминать, беседующие приходят то в грустное, то в веселое состояние, иногда принимаются за плач и вой, то вдруг опять за пляску и песни, а подчас совсем некстати оканчивают поминки дракой. Впрочем, такие истории случаются не часто, и то разве между такими мужиками, которые любят в нетрезвом виде начинать ссоры и драки.

В Семик на кладбище продаются разные детские игрушки, как то: сосновые пищали, березовые дудки и рожки, деревянные волынки (этот инструмент, вероятно, черемисского происхождения), жимолостные палки; также глиняные дудки, шары, куклы и прочие детские забавы.

Торговля подобными предметами начинается весьма рано и продолжается до вечерни и далее. Накупивши подобных игрушек, сотни мальчишек начинают ими потешаться. Обыкновенные их потехи состоя в пальбе из пищалей, свистании в дудки и бросании или катании глиняных шариков (шарышей по-местному). Таким образом, Семик, несмотря на то, что назначен для поминовения усопших, принимает вид веселого праздника. И после Семика город оглашается громким свистом различных дудочек в продолжении нескольких дней сряду.

 

(Глушков И. Е. Котельнич. 19 век. Топографо — статистическое и этнографическое описание г. Котельнича. Исторический очерк. г. Котельнич. Вятский региональный Центр русской культуры. 1999 г.)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *