Поселение Юма было основано выходцами из-под Вятки и Котельнича, которые тоже приходили в эти места, опасаясь притеснения татар, после взятия и разрушения города Вятки (Хлынова) татарским царевичем Бектутом в 1391 году.
Село Юма основано в 1717 году. Деревянная церковь была построена здесь в 1719 году по храмозданной грамоте преосвященного Дионисия – епископа вятского и великопермского. Церковь освящена в том же году во имя святого Николая Чудотворца. Вот почему с начала 18 века в селе Юма престольным праздником был, а в сознании верующих остался до сих пор Николин день.
24 декабря 1723 года (по старому стилю) первая деревянная церковь в Юме сгорела. Построенная в 1727 году вторая деревянная церковь разделила судьбу первой, сгорев в том же году. В 1727 году, спустя два года после смерти Петра Первого, была построена третья Николаевская церковь, тоже из дерева. Когда она обветшала, то вместо нее в 1769 году в Юме возвели четвертую Покровскую деревянную церковь. В 1770 году построили еще одну, а старую Николаевскую церковь разобрали.
В 1802 году было начато строительство каменного храма в селе Юма. В построенной каменной церкви первый придел был освящен 6 декабря 1812 года в честь святого Николая Чудотворца.
17 ноября 1864 года был освящен второй придел теплой церкви в честь святых Фрола и Лавра.
Юмский приход состоял из 81 селения с численностью 8,5 тысяч человек.
Что касается Покровской церкви, то она являлась своеобразным памятником древнерусского зодчества, хотя и не столь ярким и заметным по архитектуре.
В селе имелись двуклассная женская школа, одноклассная церковно-приходская и земское начальное училище. Кроме того, земская школа была в деревне Некрасовской. В конце 19 века была устроена деятельным вятским земством сельская больница.
В селе Юма проживали земский начальник, становой пристав и лесничий Козловско-Юмского лесничества. Оно было также центром первого благочинного округа Котельнического уезда, в состав которого входило на рубеже 19 – 20 веков 17 сел и деревень.
В селе Юма жили три попа, один дьякон и три псаломщика. В их личном пользовании было более 199 десятин лучшей земли. У каждого из трех батюшек – священников так называемый «братский» денежный доход в год с прихожан составлял 774 рубля, у дьякона – 433 рубля и у псаломщика – 262 рубля. Денежный доход священника – попа был равноценен примерно 80 головам крупного рогатого скота.
В конце 19 века в начале 20 века стали повсеместно открываться в губернии земские больницы. Первая больница в Свечинском районе была открыта в селе Юма.
Об авторе