Menu

Село Ацвеж

0 Comments

Поселение Ачинское (село Ацвеж) было основано выходцами из-под Вятки и Котельнича, которые тоже приходили в эти места, опасаясь  притеснений татар, после взятия и разрушения города Вятки (Хлынова) татарским царевичем Бектутом в 1391 году.

            В 1763 году было основано село Ацвеж. В новый приход вошла часть селений Юмского и Екатерининского приходов, которым пришлось в связи с этим уменьшиться территориально и численно.

            Первая деревянная церковь в Ацвеже, как говорится в архивах, построена в 1763 году при расположенной тут же деревне Лодейной над речкой Юмой и освящена во имя святого Дмитрия Ростовского.  Речка между деревней Сараи и селом Ацвеж называлась тогда Малой Юмой.

            В 1792 году (28 февраля) была дана грамота на постройку каменного храма во имя трех святителей в селе Ацвеж. Строительство было закончено в первые годы 19 века. В 1841 году началась реконструкция этой церкви по стилю Казанско-Богородицкого храма. Реконструкция, стоившая немалых денег, была завершена в 1861 году. Перестроенная церковь освящена в честь святого Дмитрия Ростовского. После перестройки храма при церкви было пять престолов (куполов). Каждый купол назван в честь престола – религиозного праздника:

  1. Казанская Божья матерь;
  2. Дмитрий Ростовский;
  3. Митрофановский;
  4. Богородицын день;
  5. Великомученица Параскева.

            В Ацвежский приход входило 134 селения, расположенные от центра округи от 1 до 20 верст, с населением около 10,5 тысяч человек. Каменная Казанско-Богородицкая церковь, построенная по проекту Витберга, по своей архитектурной сложности, величию и красоте не уступала, за исключением Александро-Невского собора, самым именитым храмам Вятки.

            В селе в конце 19 века имелись две церковно-приходских школы – мужская и женская – и одно смешанное училище. В этой округе сельчане занимались преимущественно земледелием. Ремесла не особенно развивались, хотя этого нельзя было сказать о кузнечном деле, плотничестве, отчасти развито было также пчеловодство и гончарное дело.

            При церкви села Ацвеж была по тому времени большая библиотека духовной литературы. Здесь в общей массе книг выделялись 20 особо ценных древних старопечатных церковных книг. Гордостью священников, а также прихожан были редкие по тому времени церковные предметы культа, имевшие и религиозную, и искусствоведческую ценность.

 

Списки погибших в годы Великой Отечественной войны 

 

Антаков Владимир Анатольевич, 1917 года рождения. Призван в РККА в 1940 году в республике Башкирия. Сержант. Пропал без вести в декабре 1941 года.

Бурков Никифор Васильевич, 1919 года рождения. Призван в РККА в 1939 году. Красноармеец. Пропал без вести в декабре 1941 года.

Кузьмин Геннадий Валентинович, 1922 года рождения. Призван в РККА 29 апреля 1942 года. Младший лейтенант, командир стрелкового взвода. Пропал без вести в 1943 году.

Некрасов Петр Николаевич, 1904 года рождения. Мобилизован в РККА в 1941 году. Красноармеец 923 стрелкового полка, 251 стрелковой дивизии, 31 Армии Калининского фронта. Погиб 2 апреля 1942 года. захоронен у деревни Карабаново Тверской области.

Несветаев Кирилл Прокопьевич, 1917 года рождения. Призван в РККА в 1938 году. Красноармеец, стрелок. Погиб 4 июля 1943 года. Место захоронения не установлено.

Хомяков Ксенофонт Тимофеевич,1901 года рождения. Мобилизован в РККА в 1941 году. Красноармеец, стрелок Калининского фронта. Погиб в бою 5 января 1942 года. Захоронен у деревни Спас-Митьково Ржевского района Тверской области.

 

(Книга Памяти: Т 10. Редкол.: В. А. Никонов (предс.) и др. — Киров: Администрация Кировской области, 1994 — 704 с.)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *