Menu

Село Аджим

0 Comments

Село Аджим, центр Аджимского сельского округа и сельскохозяйственного кооператива «Аджимский».

Расстояние до центра района (город Малмыж) 51 километр, дата основания — 1614 год. Этнограф Д. М. Захаров происхождение названия села объясняет присутствием персов (иранцы) в составе волжских булгар («аджим» созвучно арабскому «аджам» — персы, в связи с мусульманством заимствовано у арабов тюрками и превратилось в личное имя Аджам).

Расположено на возвышенном месте, на берегу небольшой реки Аджимки. Близ села в Аджимку впадает другая — река Кучка. Около церкви стоят дома с большими красивыми садами, которые в летнее время видны издалека. Около села небольшие рощи, лесной массив удален на 10 — 15 километров.

Первоначально территория Аджима была заселена марийцами (сохранилось место захоронения мари). Во второй половине 17 века в селе стояла деревянная церковь, сожженная «кыргызами» в 1690-х годах. Георгиевская церковь, каменная, построена в 1825 — 1838 годах, приход состоял из со селений. В Больших Кандаках была старообрядческая деревянная церковь. В селе первой в Малмыжском уезде в 1862 году была открыта церковно-приходская школа.

В 18 веке Аджим становится волостным центром, в архивных документах имеются сведения о населенных пунктах: в селе Аджим число жителей 612 человек (85 дворов), деревня Янкино — 301 человек (47 дворов), деревня Исаево — 347 человек (47 дворов), деревня Токари — 59 человек (26 дворов), деревня Кулызино — 114 человек (15 дворов), деревня Кучка — 102 человека (16 дворов). В начале 19 века в селе Аджим и вокруг него появились переселенцы из разных мест губернии, особенно из Нолинского и Уржумского уездов. В начале 20 века Аджим вырос вдвое. В центре села на возвышенности стояла церковь, ее было видно издалека, звон большого колокола слышен на многие километры.

Три раза в году проводились ярмарки. Основная — Тихоновская = длилась три дня, товары привозили из разных городов: Казани, Вятки, приволжских городов, а рыбу из Астрахани. Для привезенных ценных товаров строились ларьки, остальные раскладывались на земле или продавались с возу. Приезжал цирк, размещавшийся в балагане, в Аджиме выступал в цирке знаменитый борец и атлет В. Ф. Бабушкин (1877 — 1924), работали на ярмарке и фотографы. Народ на ярмарки приезжал в нарядных одеждах. молодежь пела песни на русском, татарском, марийском и удмуртском языках, плясала под гармошку.

В 1930-х годах в Аджиме был выстроен клуб с библиотекой, он стал любимым местом молодежи. В 1936 году в селе организована МТС. До 1950 года в Аджиме проживали только русские, затем начали сюда переселяться татары. Первой прибыла семья Хабибуллы Галимуллина из Кильмезского района, массовое переселение было в 1970-х годах, многие прибыли из деревни Верхний Сардык Балтасинского района ТАССР. По итогам переписи населения 1989 года в Аджиме проживали 738 человек, из них русских — 504 человек, татар — 203 человека, мари — 16 человек, удмуртов — 8 человек. В селе есть много примечательных мест, особенно большой пруд на реке Аджимке. Селяне гордятся тем, что учитель Аджимской школы С. А. Напольских стал чемпионом мира, чемпионом страны по полиатлону (зимнее многоборье).

 

(Исламов Э. Аджим — село древнее // Сел. правда. 1991. 14, 19 февр.)

(Энциклопедия Земли Вятской, Том 1, Книга 2, Села, Деревни. 2002 год).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *