Еще в 1918 году большевики были склонны рассматривать созданную ими Республику Советов как ядро будущей мировой федерации советских республик. Но после того как идея мировой революции не осуществилась на практике, они обратили внимание на территории, которые ранее входили в состав Российской империи. За их счет большевики хотели расширить поле для социалистического эксперимента по созданию плацдарма для неизбежной мировой социалистической революции. Кроме того, выбор централизованной формы государства был обусловлен самой организационной структурой большевистской партии с ее довольно жестким принципом централизма. К тому же существовал еще один важный фактор, повлиявший на устройство советского государства.
Все территории бывшей Российской империи, кроме Финляндии и Польши, лишь на словах объявили о своей государственной самостоятельности. На самом деле оказалось, что во время Гражданской войны все национальные «государства» (точнее, их элита) были вынуждены опираться на союз либо с «белыми», либо с «красными», то есть с силами, которые претендовали на центральную власть. Это говорило о том, что национальные движения вынужденно довольствовались скорее региональной, чем национальной самостоятельностью.
Национальную буржуазию больше устраивали участники «белого движения», но они же оттолкнули ее своей приверженностью принципу единой и неделимой (без национальных автономий) России. Большевики же предложили федералистские принципы построения единого государства и провозгласили право каждой нации на самоопределение, что импонировало национальным элитам.
После окончания Гражданской войны на территории бывшей Российской империи существовал ряд формально независимых государств: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР, Грузинская ССР. В каждой из республик были свои органы государственной власти и управления, действовала своя конституция, но фактически в большинстве из них власть принадлежала национальным коммунистическим партиям, которые входили в состав единой РКП(б).
В самой большевистской партии существовали различные точки зрения на вопрос о принципах построения единого многонационального государства. Комиссия Политбюро ЦК РКП(б) под руководством И. В. Сталина подготовила проект вхождения советских республик в состав РСФСР на правах автономных объединений. Его сторонники высказывались за возможно более крупное территориальное объединение «с учетом национальной специфики». Это выразилось в проектах создания Татаро-Башкирской и Горской республик, Туркестана, в преобразовании Белорусской республики в Литовско-Белорусскую, в объединении Закавказских республик в ЗСФСР (Закавказскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику).
И. В. Сталин высказывался за «единый хозяйственный организм на объединенной территории советских республик с руководящим центром в Москве». Сталинский план предусматривал, что национальные советские республики вступят в РСФСР на правах автономных.
Иной точки зрения придерживался В. И. Ленин. Он подверг идею «автономизации» резкой критике. При этом И. Сталин и его политические единомышленники — Г. Орджоникидзе и Ф. Дзержинский — были обвинены в «пересаливании» по линии «великорусского шовинизма». Сталин, в свою очередь, обвинил оппонентов в «национальном либерализме».
Сторонники Ленина считали, что все советские республики должны объединиться в государственный союз на началах равноправия и сохранения своих суверенных прав. При этом за каждой республикой должно сохраняться право свободного выхода из государственного союза. Ленинские принципы национального государственного устройства были одобрены ЦК РКП(б).
Вместе с тем, по воспоминаниям С. В. Михалкова и Г. Г. Эль-Регистана (авторов текста гимна СССР), именно строку «Сплотила навеки великая Русь…» И. В. Сталин дважды отчеркнул карандашом, поставив рядом восклицательный знак. Для В. И. Ленина право свободного выхода из Союза, зафиксированное в последней статье Союзного договора, было чисто формальной гарантией, «пустою бумажкою, неспособной защитить российских инородцев» от бюрократического произвола. Реальной мерой подобной защиты Ленин считал необходимость «ввести строгие правила относительно употребления национального языка в инонациональных республиках».
Первые практические разработки в направлении юридического оформления федерации были сделаны в июле 1919 года, когда ВЦИК под председательством Л. Б. Каменева создал рабочую комиссию по вопросу о конкретных формах объединения РСФСР и советских республик. В комиссию ВЦИКа входили секретарь ЦК РКП(б) Н. Н. Крестинский, нарком юстиции РСФСР Д. И. Курский, председатель Совета народных комиссаров УССР Х. Г. Раковский. Через год, в июне 1920 года, во ВЦИК вошло 30 представителей от Центрального исполнительного комитета Украины, а позднее от Белоруссии.
На Девятом Всероссийском съезде Советов, состоявшемся в декабре 1921 года, было решено ввести в состав ВЦИКа представителей Азербайджана, Армении и Грузии. Летом 1920 года В. И. Ленин подчеркивал, что «Федерация уже на практике обнаружила свою целесообразность как в отношении РСФСР к другим советским республикам (венгерской, финской, латвийской в прошлом, азербайджанской, украинской в настоящем), так и внутри РСФСР по отношению к национальностям, не имевшим раньше ни государственного существования, ни автономии (например, Башкирская и Татарская автономные республики в РСФСР, созданные в 1919 и 1920 годах)».
27 декабря 1922 года был заключен договор между четырьмя республиками: РСФСР, УССР, БССР и Закавказской Федерацией (ЗСФСР). Несколько раньше, когда Кавказское краевое бюро ЦК РКП(б) под руководством Г. К. Орджоникидзе начало претворять в жизнь проект хозяйственного объединения закавказских республик, В. И. Ленин ориентировал грузинских коммунистов прежде всего на то, что новые внутренние и международные условия требуют от них «… не применения русского шаблона, а умелого и гибкого создания своеобразной тактики, возможно более полного учета своеобразия положения Закавказских республик». Это своеобразие заключалось в том, что в отличие от других советских республик Грузия имела уже сложившиеся связи с капиталистическим миром через Батум.
Иными словами, открывалась реальная возможность «использовать экономически всячески, усиленно, спешно капиталистический Запад в политике концессий и товарообмена с ним… для улучшения положения рабочих и крестьян, для привлечения к строительству хозяйства интеллигенции».
Ленин уделял большое внимание вопросам теории, анализа и обобщения этой проблемы. По его предложению к очередному конгрессу Коминтерна Л. Д. Троцкий подготовил специальную работу под названием «Между империализмом и революцией: основные вопросы революции на частном примере Грузии». Опираясь на ленинские идеи, Троцкий подчеркивал два обстоятельства:
- Социалистический централизм не может прийти непосредственно на смену централизму империалистическому, и дорабатывать его нужно осторожно и терпеливо.
- Советская федерация создает для соподчинения национальных и хозяйственных потребностей наиболее подвижную и эластичную государственную форму.
Однако практика расходилась с теорией. На заседании Бакинского совета Г. К. Орджоникидзе без предварительного обсуждения в республиканских партийных организациях объявил о том, что «все необходимое для экономической мощи трех республик (Грузии, Армении и Азербайджана), для усиления их боевой мощи должно быть тесно объединено». Это решение вызвало серьезное противодействие значительного большинства ЦК КП Грузии и Азербайджана, поскольку без подготовительной работы среди населения (включая мелкобуржуазные слои) реализация этого проекта была обречена на провал. И только после детального обсуждения предложения о федеративном объединении трех республик партийными и советскими республиканскими органами, широкими слоями населения Закавказская полномочная конференция представителей ЦИКов Грузинской, Азербайджанской и Армянской ССР в марте 1922 года, подписав договорные отношения, провозгласила Федеративный Союз Советских Социалистических Республик Закавказья (ФСССРЗ).
6 октября 1922 года пленум ЦК РКП(б) принял проект резолюции о создании СССР. Однако в конце октября 1922 года ЦК Компартии Грузии коллективно подал в отставку. К. М. Цинцадзе, М. С. Окуджава, С. И. Кавтарадзе и Ф. И. Махарадзе выступили с заявлением: соглашаясь с решением пленума ЦК РКП(б), они предлагали республикам, входившим в Закавказскую федерацию, рассмотреть возможность вхождения в СССР по отдельности.
Председатель Закавказского бюро ЦК РКП(б) Г. К. Орджоникидзе квалифицировал это заявление как недопустимое нарушение партийной дисциплины и объявил, что дело будет передано в Контрольную комиссию и в ЦК. Он охарактеризовал «верхушку» Компартии Грузии как «шовинистическую гниль, которую немедленно надо отбросить». В ответ «верхушка» назвала режим Орджоникидзе «держимордовским», а его самого — самодуром.
Собственно, сама суть грузинского конфликта заключалась в следующем: с того момента, как все три закавказские республики были включены в советскую систему, Армения, сознававшая свою экономическую и военную слабость, поспешила призвать к созданию федерации. Грузия же, гордясь традицией независимости, протестовала против такого шага, который привел бы к выравниванию экономических условий между нею и ее более бедным «соседом». Грузинские большевики фактически продолжали линию своих предшественников — грузинских меньшевиков. Различие взглядов отразилось в конституциях обеих республик: в то время как в Конституции Армянской ССР говорилось об укреплении отношений с соседними республиками, в Конституции Грузинской ССР было сказано о солидарности со всеми существующими советскими республиками и о готовности войти в состав «Международной социалистической советской республики». Интернационалисты на словах, на практике грузинские коммунисты вводили меры явно националистического толка. Был издан декрет о лишении грузинского гражданства лиц, вступивших в брак с жителями других республик, а также введены ограничения для проживания в Тифлисе лиц негрузинской национальности (хотя они составляли большинство населения столицы Грузии).
Распоряжение из Москвы о том, что требуется не федерация республик, а единая федеративная республика стало для грузинских коммунистов последней каплей в чаше терпения. Расследовать грузинский инцидент В. И. Ленин поручил комиссии под председательством Ф.Э. Дзержинского. Осудив позицию ушедшего в отставку Центрального комитета компартии Грузии, комиссия оставила без внимания заявления грузинских коммунистов об атмосфере нетерпимости и фактах нарушения этических норм.
В. И. Ленин подозревал, что свое собственное заключение комиссия сделала еще до отъезда из Москвы. В своих заметках «К вопросу о национальностях или об «автономизации» он подчеркнул, что основную роль в возникновении разногласий вокруг проекта государственного устройства сыграли «торопливость и администраторское увлечение Сталина». «Озлобление вообще играет в политике обычно самую худую роль», — заметил Ленин, говоря об озлоблении Сталина против «социал-национализма». Он считал, что за последствия «великорусско-националистической кампании» в первую очередь ответственны Дзержинский и Сталин.
Ленин попытался возложить на Троцкого доведение «грузинского дела» до обсуждения на готовящемся Двенадцатом съезде партии, но тот уклонился от еще одной опасной точки конфронтации со сталинской группировкой. Уже этот факт свидетельствует о практической изоляции Ленина в последние годы его жизни и политической деятельности.
И. В. Сталин был увлечен идеей автономизации. В своих тезисах, подготовленных к 12 съезду партии, он преувеличивал опасность мелкобуржуазных и меньшевистских уклонов на местах и национального либерализма в центре. В то же время он стремился к чрезмерной централизации и утверждению административно-командного стиля руководства.
Комиссия из центра освободила Ф. И. Махарадзе и Б. Г. Мдивани от занимаемых должностей, они были отозваны в Москву. Был образован новый Центральный комитет грузинской компартии. Делегаты Первого Закавказского съезда Советов, состоявшегося в Тифлисе 13 декабря 1922 года, приняли Конституцию ЗСФСР, во многом схожую по своим положениям с Конституцией РСФСР. «Свободная» ленинская федерация создавалась на основе унифицированных «автономных» территориальных единиц, что отвечало сталинскому плану.
Об авторе