Русь была окружена многими неславянскими народами. Ее влияние распространялось на народы Прибалтики, Финляндии и Карелии, некоторые народы Севера, Поволжья, Северного Кавказа, а также на народы Северного Причерноморья и Молдавии. Русь поддерживала связи с Закавказьем и Средней Азией.
Уровень общественного развития этих народов был различен: у некоторых из них существовал еще первобытно-общинный строй, а у других — уже сложившийся феодальный способ производства.
Народы Прибалтики в 11 — 12 веках переживали время становления феодальных отношений. Государств у них еще не было. Крестьяне жили сельскими общинами, значительные группы которых составляли полуфеодальные — полупатриархальные объединения во главе с представителями землевладельческой знати — «лучшими», «старейшими» людьми. Такие объединения были в Литве, в Латвии, в Эстонии.
Население Прибалтики занималось земледелием, скотоводством и ремеслом, вело торговлю с соседями. В Прибалтике складывались торгово-ремесленные поселения — зародыши будущих городов. Население придерживалось дохристианских верований. Замечательными памятниками культуры этого времени являются эстонский эпос «Калевипоэг», литовские и латвийские исторические песни и сказки.
Древние связи прибалтийских земель с Русью были прерваны в начале 13 века вторжением немецких и датских феодалов. Используя противоречия среди правителей, крестоносцы захватили эстонские и латвийские земли. Иначе сложилась история Литвы. Здесь на основе более высокого экономического развития возник сперва союз князей разных земель (1219 год), а затем сложилось раннефеодальное государство с великим князем во главе. Первым литовским князем был Миндовг (1230 — 1264). Великое княжество Литовское с помощью Руси сумело отстоять свою независимость, отбив наступление немецких феодалов.
В Карельской земле, которая входила в состав владений Новгородской Руси, господствовало земледелие при наличии развитых промыслов, ремесла и торговли. С развитием феодальных отношений в 70-х годах 13 века Карельская земля была выделена в самостоятельную административную область Новгородской республики. Среди карел стало широко распространяться христианство. Культура и быт карельского народа получили яркое отражение в выдающемся памятнике народного карело-финского эпоса — «Калевале». С середины 12 века шведские феодалы стали нападать на Карелию с целью ее захвата и порабощения. Карелы вместе с русскими отбили натиск шведских захватчиков и нанесли им тяжелые ответные удары.
Новгородской республике был подвластен народ коми, живший на Вычегде. Коми занимались охотой и рыбным промыслом, но знали также земледелие и ремесло. У них началось разложение патриархально-общинного строя, появилась общинная знать — старцы.
В условиях родового строя жили на берегах Белого моря ненцы, а по склонам Северного Урала — югра. Видная роль в истории народов Поволжья, Прикамья и Приуралья принадлежала ранее — феодальному государству волжских болгар. У них было развитое земледелие, а в крупных городах — Болгаре, Сувари и Биляре существовали разные ремесла. В Болгаре проживали и русские ремесленники. В этот город съезжались купцы из Руси, Средней Азии, Закавказья, Ирана и других стран. Болгарские купцы торговали хлебом с Владимиро-Суздальской землей.
Среди народов Поволжья, подвластных Владимиро-Суздальскому княжеству, начало формирования классовых отношений наблюдалось лишь у мордвы, занимавшейся земледелием и бортничеством. Здесь выделялись «князья» отдельных областей. У других народов — мари, чувашей, удмуртов еще господствовал первобытно-общинный строй. Башкиры-кочевники Приуралья только начали объединяться в союзы племен, во главе которых стояли старейшины. Большую роль здесь играли еще народные собрания.
У земледельческих и скотоводческих народов Северного Кавказа — аланов и адыгейцев, существовали непрочные племенные союзы. Отдельные племенные вожди враждовали друг с другом. В пасбищноскотоводческих обществах Дагестана имелись патриархально-феодальные объединения, возглавлявшиеся местными правителями: мусалами, мамхалами, уцмиями. Часть из них находилась в зависимости от Грузии.
Население Крыма, состоявшее из аланов, греков, армян и русских, продолжало поддерживать политические, торговые и культурные связи с Русью, несмотря на притязание Византии на господство в приморских городах — Херсонесе, Судаке и Керчи. Связи народов Северного Кавказа и Крыма с Русью были ослаблены вторжением в Северное Причерноморье половцев.
На территории Молдавии, подвластной галицко-волынским князьям, жили славяне и романизированное население, позднее сложившееся в молдавскую народность. Здесь имелись города: Малый Галич, Бырлад, Текуч и другие.
Ряд народов, входивших в состав Древнерусского государства, продолжал развитие в рамках русских феодальных княжеств и областей. Литовская, латвийская, эстонская и карельская народности формировались в условиях тесного общения с русским народом.
Подвластные Руси неславянские земли несли бремя эксплуатации. Русские князья и бояре обогащались за счет угнетенных народов, получая с них дань — серебро, меха, воск и другие ценности. Но вместе с тем неславянские народы развивались в условиях экономического, политического и культурного взаимодействия с Русью. На землях этих народов строились города, селились русские крестьяне и ремесленники, появлялись купцы. Местное население сближалось с русским трудовым людом и усваивало от него более высокую культуру, втягивалось в рыночные связи и знакомилось с городским бытом и письменностью.
В Центральной Азии сложилось объединение киргизских племен, охватывавшее земли от Алтайских гор до Байкала и Саянского хребта, а также земли тувинские и минусинские. Киргизы занимались скотоводством, но знали земледелие и ремесла и вели торговлю с Китаем. К середине 12 века киргизы попали в зависимость от кара-китаев, которые из Северного Китая продвинулись до Алтая и овладели Енисеем и Южным Семиречьем. Тяжелое для местного населения господство кара-китаев было подорвано выступлением в конце 12 века монголоязычных племен найманов, которые продвинулись от Алтая до Иртыша и Восточного Туркестана. Большая часть найманов впоследствии постепенно растворилась в среде различных племен и народностей, полностью утратив свой язык. Позднее все эти земли попали под власть монгольских ханов.
Некоторые народы Дальнего Востока, в частности население Уссурийского края, где обитали предки нанайцев, бассейна реки Хой, низовьев Амура, занимались преимущественно охотой и жили в условиях первобытно-общинного строя. В середине 12 века они попали под власть объединения племен чжурчжэней, которые заняли владения киданей и создали государство Цзинь.В его состав входила большая часть Маньчжурии, Северного Китая и Монголии. Просуществовало это государство до начала монгольских завоеваний.
Некоторые народы Северо-Восточной Сибири и Дальнего Востока находились на уровне культуры каменного века, селились в полуподземных жилищах, занимались рыболовством, охотой и, где позволяли условия, промыслом морского зверя. Из домашних животных они разводили только собак. Таков был образ жизни предков айнов и шликов на Сахалине, ительменов и коряков — на Камчатке, юкагиров — на Колыме, в низовьях Лены и Хатанги. В особенно суровых природных условиях протекала жизнь обитателей Арктики. Охотой и рыболовством существовали обские племена — манси и ханты, а на севере Западной Сибири — ненцы. К востоку от Енисея в восточносибирской тайге обитали охотничье-рыболовецкие племена оленеводов — эвенков. В Прибайкалье жили предки якутов; они разводили рогатый скот и лошадей. Социально-экономический строй этих народов оставался более или менее неизменным вплоть до того времени, когда они оказались под воздействием русской культуры.
Об авторе