Menu

Просвещение и школа в конце 15 и в 16 веках

0 Comments

Перемены в экономической и политической жизни и появление книгопечатания определили дальнейшее распространение грамотности и просвещения не только в среде феодалов и духовенства, но и среди посадских людей. Об этом свидетельствуют делаемые ремесленниками пометки имен заказчиков на сапожных изделиях, отметки цифрами на венцах деревянных срубов, надписи имен владельцев на бочках и других хозяйственных предметах. Указание на сравнительно широкое распространение грамотности среди городского населения, особенно зажиточного, находится в известном памятнике литературы 16 века — «Домострое», в котором говорится о необходимости вести в хозяйстве письменный учет.

Обучение велось, как правило, при монастырях, где детей «грамоте и писати, и пети, и чести учили». Помимо этого, среди феодалов и зажиточной городской верхушки было распространено домашнее обучение под руководством специальных учителей — «мастеров грамоты».

В 16 веке был издан и учебник по арифметике — «Книга, рекомая по-гречески Арифметикой, а по-немецки Алгоризмой, а по-русски цифирной счетной мудростью». В этом и других пособиях 16 века по арифметике рассматривалось сложение, вычитание, умножение, деление и действия с дробями; при этом, как правило, приводились примеры из области торговли.

С укреплением международного положения Русского государства, развитием дипломатических, экономических и культурных связей с европейскими и восточными странами возросла потребность в людях, знающих иностранные языки.

Так, во второй половине 16 века несколько человек, готовясь к дипломатической карьере, обучались в Константинополе «греческой грамоте и языку», один был послан «на науку» в Германию «и тамо навык добре алеманскому языку и писанию»; на рубеже 16 и 17 веков группа молодых людей обучалась иностранным языкам в Лондоне, Любеке и во Франции.

Несмотря на все это, круг высокообразованных людей в стране был еще очень ограниченным. Задавленные нуждой народные массы не имели средств и условий для получения большого образования и расширения своих знаний.

Как высокообразованный человек, «многим разумом украшенный», был известен крупный политический деятель первой половины 16 века Федор Карпов, из посланий которого видно, что он знал в подлиннике Аристотеля и Овидия. Сочинения Вассиана Патрикеева, Ивана Пересветова, Ивана Грозного, Андрея Курбского также свидетельствуют о широком кругозоре их авторов. О значительном интересе к научной и художественной литературе в сфере образованных людей говорят большие собрания книг на русском, а также на греческом, латинском и других языках, которые хранились в библиотеках многих крупных светских феодалов и монастырей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *