Menu

Послания Ивана Четвертого. Сочинения Андрея Курбского.

0 Comments

В годы опричнины защитником идеологии самодержавия выступал сам царь Иван Грозный, человек для своего времени весьма образованный, знакомый с произведениями иностранной литературы и сочинениями античных авторов. В своих посланиях князю Курбскому, опричнику Грязному и другим лицам Иван Четвертый провозглашает принцип неограниченности царской власти, освященной божественным авторитетом. «Жаловати семи своих холопей вольны, — писал Грозный, — и казнити вольны же». Иван Грозный обличает своеволие аристократии, свидетелем которого он был в годы боярского правления. Ссылаясь на ряд исторических примеров, Иван Четвертый показывает, что засилье вельмож приводит государство к междоусобным распрям и гибели. Используя для обоснования идеологии самодержавия иосифлянскую теорию богоустановленности царской власти, он решительно отметает все притязания высшего духовенства на управление государством. Однако, объявляя богоугодными все деяния самодержавия, царь Иван тем самым оправдывал любое проявление тирании и деспотизма монарха.

Послания Ивана Грозного своим острием направлены против сочинений князя Андрея Курбского, отстаивавшего взгляды боярской оппозиции. Написанные за рубежом «эпистолии» к Ивану Четвертому и «История о великом князе московском» князя Курбского содержали беспощадное обличение опричнины Ивана Грозного, которая представляется Курбским как результат ничем не оправданной «лютости» царя. Курбский оказался не в состоянии противопоставить мероприятиям Ивана Грозного сколько-нибудь определенной политической платформы. В его сочинениях идеализирована компромиссная политика 50-х годов 16 века, деятельность «мудрых советников» царя, или, как он называл их, «избранной рады». Мировоззрение Курбского сложилось в кружке Максима Грека и отражало отдельные черты воззрений нестяжателей. В связи с этим «прелукавые иосифляне» рисовались Курбским в качестве основных инициаторов опричных репрессий. В своих произведениях Курбский пытался оправдать политическую программу оппозиционных царю Ивану Четвертому кругов боярства. В его сочинениях содержаться элементы рационалистического освещения явлений общественной жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *