Menu

Поселок при Новотроицком Холуницком заводе. город Белая Холуница.

0 Comments

Поселок при Новотроицком Холуницком заводе возник в 1764 году одновременно с заводом. Статус города Белая Холуница получила в 1966 году. Центр одноименного района.

Расположен в северо-восточной части области на реке Белая Холуница (приток реки Вятки). Расстояние до областного центра — 82 километра, до ближайшей железнодорожной станции города Слободской — 48 километров.

Население — 13,3 тысячи человек (1993 год).

Во второй четверти 18 века на северо-востоке вятской земли были открыты железные руды. Начали добывать их на территории нынешнего Белохолуницкого района. Для выплавки из этих руд чугуна требовалось топливо. Его было достаточно: нетронутых лесов вокруг полно. А чтобы двигать заводские механизмы с помощью водяных колес и трансмиссий, нужна сила падающей воды. И это можно было осуществить, стоило только запрудить реку. Вот три фактора, обусловившие появление здесь металлургического производства, а наряду с ним — и людского населения.

Купивший рудники генерал-прокурор А. И. Глебов из ближних мест нагнал сюда своих крепостных и нанял горного офицера А. С. Ярцова для строительства завода на реке Климковке. В 1762 году завод выплавил первый чугун. Здесь же первоначально рассчитывали переделывать его в железо. Но воды в пруду скапливалось недостаточно, что затрудняло производственный процесс, и по указу берг-коллегии Ярцовым же был построен второй завод, южнее Климковки, на реке Большой (Белой) Холунице. В ноябре 1764 года здесь начали ковку железа из климковского чугуна, доставленного по реке. В память закрытого в том же году Троицкого Холуницко-Верховятского монастыря (мужской, существовал с 1594 года, ныне село Троица Белохолуницкого района) новый завод назвали Новотроицким Холуницким. Позднее, когда образовался целый Холуницкий горнозаводской округ, в него вошли кроме названных двух также заводы Богородский, Нижнетроицкий Холуницкий, Боровский, Чернохолуницкий и Залазнинский. Завод в Белой Холунице стал именоваться Главнохолуницким, а позднее Белохолуницким.

145 лет предприятие вырабатывало кровельное и полосовое железо. Оно отправлялось в барках по весеннему половодью по рекам Белой Холунице, Вятке, Каме на Волгу, на всероссийские ярмарки, где пользовалось большим спросом. В 1879 году Холуницкие заводы изготовили железа 420 тысяч пудов.

После нескольких лет консервации (1909 — 1916 года) завод в центре округа был перепрофилирован в сельхозмашиностроительный. Из Белой по всей стране пошли конные плуги, окучники, а затем и молотилки, веялки, льнотрепалки и другое нехитрое оснащение.

В 1941 — 1945 годах белохолуничане выпускали артиллерийские снаряды для фронта, в чем им помогали специалисты эвакуированного завода из Никополя, а также начали производство подъемно-транспортных машин, которое со временем стало основным.

За более чем двухвековую историю на этом старинном производстве Приуралья работало немало выдающихся специалистов промышленности России. Уроженец города Златоуста мастер Василий Степанович Пятов в 1858 году именно на Белохолуницком заводе впервые в мире изготовил броневые плиты способом проката. В 1887 — 1896 годах на Холуницких заводах работал молодой горный инженер Михаил Александрович Павлов — «отец русской металлургии», будущий академик, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР. Его первые научные работы о доменном производстве написаны как раз в годы работы в Белой Холунице и Климковке.

С 1882 по 1901 год управляющим Холуницким горнозаводским округом состоял горный инженер, действительный статский советник Андрей Андреевич фон Зигель. При нем проведено полное обновление фабрик, печей и другого оборудования, что удвоило производительность заводов. При А. А. фон Зигеле были построены семь зданий для школ и мастерских, открыты две публичные библиотеки, Зрительный зал (Народный дом); значительное развитие получило Холуницкое потребительское общество (число членов выросло со 162 до 910); по инициативе управляющего открыто благотворительное общество; утверждена заводская касса, из которой выплачивались пенсии заслуженным, престарелым и мастеровым, получившим на работе увечья. Инженером М. А. Павловым при Зигеле был налажен учет несчастных случаев на производстве, разрабатывались меры по их предотвращению.

Украшением Белой Холуницы по сей день являются построенные при Зигеле здания главной конторы заводоуправления, дом управляющего (ныне школа №2), заводского магазина (ныне гастроном №2), больницы Холуницких горных заводов, два из которых используются и сейчас.

В «Горном журнале» №2 за 1906 год в некрологе по поводу смерти А. А. фон Зигеля говорилось: «Только тот, кто знает, как медленно двигался прогресс на Урале и с каким трудом приобретались там средства для обновления заводов, может вполне оценить заслуги Андрея Андреевича«. В 1898 году в Белой Холунице была открыта школа кружевниц, в которой получали редкую по тем временам специальность десятки девочек из семей заводских рабочих и крестьян ближних деревень. Наиболее способных направляли даже в Петербург в Мариинскую промышленную школу. В 1900 году изделия холуницких мастериц были отмечены золотой медалью на выставке в Париже.

История завода и поселка славна революционными традициями. Тяжелая эксплуатация, почти каторжные условия труда еще в 30-е годы 19 века вызвали забастовки. Целый месяц продолжалась стачка в 1871 году и прекратилась только под угрозой военной расправы. Центром борьбы пролетариев стал завод в 1905 — 1907 годах. Организатором ее стала партийная ячейка, державшая тесную связь с Вятским комитетом РСДРП. Улицы города носят имена активных революционеров П. И. Шамурова, А. Ф. Елькина, М. Ф. Захваткина, А. У. Глазырина, П. А. Смирнова, впоследствии ставшего наркомом ВМФ СССР, участником Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза А. М. Бастракова и партизанской медсестры Т. Н. Усатовой, отдавших жизнь за Отечество. На плитах у памятника-мемориала в саду Металлистов более пятисот фамилий, в основном заводчан. А всего с Великой Отечественной в родную Холуницу не вернулось более тысячи ее жителей.

В военное лихолетье в Белой Холунице нашли кров и хлеб сотни эвакуированных с Украины, из Карелии, Прибалтики, дети блокадного Ленинграда.

Память о событиях местной истории и славных земляках увековечена одиннадцатью мемориальными досками.

На карте середины 19 века — одном из экспонатов заводского музея (в городе, кстати, есть и другой — районный исторический) в поселке Белохолуницкого завода обозначено лишь 7 улиц, прилегавших к заводу в правобережье. Сейчас в городе 62 улицы (30 — в заводской части, 32 — в левобережной заречной), площадь его составляет 10 квадратных километров.

Исторический центр, утратив значение административного, остался центром городской промышленности. Здесь, на правом берегу реки Белая Холуница, стоит машиностроительный завод, о котором мы уже начали рассказ — ведущее предприятие не только города, но и района. На заводе трудится без малого 2 тысячи человек, это практически каждый третий взрослый трудоспособный горожанин. В 1983 году вступили в строй новый инженерно-бытовой корпус и блок цехов, сооруженные по плану первой очереди реконструкции. Общая производственная площадь предприятия сейчас составляет около 30 тысяч квадратных метров. Деревообделочный цех вынесен на юго-западную окраину. В городе Слободском завод имеет перевалочную базу с железной дороги на автотранспорт, через которую идет доставка металла и комплектующих изделий и отгрузка заказчикам ленточных и винтовых конвейеров — основной продукции машиностроителей. Их изготовляется около трех тысяч единиц в год. Машины эти механизируют процесс перемещения сыпучих и кусковых грузов в горнодобывающей, металлургической, химической промышленности, на стройках, ГРЭС и ТЭЦ, современных мельничных комплексах и на других производствах. Продукция завода идет и на экспорт.

С заводом связаны судьбы многих поколений холуницких жителей. Здесь трудятся металлообработчики такого класса, что могли бы составить честь любому заводу страны. Многие удостоены государственных наград. На вечное хранение коллективу переданы Красные Знамена за успешное выполнение ответственных заданий Государственного Комитета Обороны СССР в годы Великой Отечественной войны и за победу в областном соревновании в честь 50-летия Октябрьской революции.

В заводской части расположены и другие предприятия города. Широкую известность имеет, например, Белохолуницкий леспромхоз, действующий с 1931 года. Механизированный нижний склад его размещается на южной окраине, там, где в 19 веке стояли цехи Богородского железоделательного завода. В связи с истощением лесосырьевой базы ежегодные заготовки снизились до 150 тысяч кубометров, однако значительно увеличилась переработка древесины.

В 1936 году организован Белохолуницкий лесхоз, один из лучших в области. Его нижний склад — сложное механизированное производство с цехами деревообработки — расположен в поселке-спутнике Сосновке (на западной окраине райцентра), оставшемся городу от геолого-разведочной экспедиции нефтяников. Площадь лесов, находившихся в ведении лесхоза, более 130 тысяч гектаров. В Сосновке же разместила свою базу мелиоративная колонна №5.

В заводской части города находятся также межхозлесхоз, строительно-ремонтный кооператив «Вятка», промбазы сельских и военных дорожных строителей, хлебозавод.

В левобережной Холунице ведущее предприятие — деревообрабатывающий комбинат; его профиль — мебельное производство, истоки которого берут свое начало еще с 30-х годов. В том же микрорайоне, в конце улицы Володарского с 1969 года действует межрайонный маслозавод. Поблизости — филиал Кировской фабрики строчевышитых изделий имени 8 Марта, базы городского коммунального хозяйства, дорожно-ремонтного участка, «Агропромсервиса» и других организаций.

На южной окраине, за рекой Антоновкой, — базы автотранспортного предприятия, Первомайского леспромхоза, филиал Кировской фабрики «Идеал».

Подъемно-транспортное оборудование, круглый лес и пиломатериалы, комплекты деревянных домов, срубы хозяйственных построек, мебель, паркет, одежда для взрослых и детей, шапки, меховые рукавицы, гладильные доски, мотыжки, садово-огородные тележки и многое другое идет отсюда во все края России.

 

(В. А. Ситников, Н. И. Перминова и другие «Энциклопедия Земли Вятской» Т 1. Города. Киров. 1994.).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *