Menu

Поселок над речкою Большая Кокшага. История города Санчурска.

0 Comments

Город Царевосанчурск основан в 1584 году, до конца 18 века — центр одноименного уезда. С 1797 года — заштатный город Яранского уезда. С 1929 года — поселок Санчурск, центр одноименного района.

Расположен в юго-западной части области на реке Большая Кокшага (приток реки Волги), расстояние до областного центра около 270 километров.

Население — 6,3 тысяч человек (1993 год).

В литературном памятнике «Сказание об Иване Грозном» говорится: «Шел Иван Грозный царь у татар стольный город Казань воевать. Проходил он болотами топучими да лесами темными, дремучими, где луговая черемиса живет. Русских она сторонится, Казани дань платит.

Черемисский князь Балтауш не хотел пропустить войско царя Грозного и построил на дороге к столице татар укрепление большое Шемчуру. Крепко-накрепко загородил он дорогу царю. Захотели воеводы царя обойти городок — не пустил их Балтауш-князь без войны».

Сказание повествует о кровавой битве под городом Шемчура, в которой войско Балтауша было разбито. И далее в «Сказании» говорится:

«Царь Иван повелел своим войнам: на том месте, где построены укрепления, русский город поставить и назвать его Царево-Шемчурград, что и доселе стоит при Кокшаге-реке — Царевосанчурск или Санчурск теперь».

Но это всего лишь легенда, навеянная событиями глубокой старины. Делать глубокий разбор ее — вещь нелегкая, однако стоит заметить, что войска Ивана Грозного при покорении Казани шли по правому берегу Волги. Но вполне возможно, что здесь, по левобережью, проходил один из воинских отрядов. В памяти народной сохранилось название «ратная тропа», которая начиналась от Волги и уходила в лесную глухомань, пролегая по землям нынешнего Санчурского района.

Имеется и другая версия по поводу возникновения города. Казань, как известно, пала в 1552 году. Но мира на землях бывшего казанского ханства не наступило. «Бунты инородцев расходились, как круги по воде, — пишет марийский писатель Аркадий Крупняков в романе «Царев город». — Первый камень мятежа, как всегда, бросали казанцы. Волна шла на все четыре стороны — на Каму и далее к удмуртам, на Свиягу к чувашам, на Суру к мордве и на Кокшагу к черемисам. Построенные на Волге крепостишки бунтовой волне противостоять не могли — она перекатывалась через них и расходилась в лесные глубины, там разрасталась и сводила на нет все усилия крепостных воевод».

Историки отмечают, что наиболее крупное мятежное выступление народов, населяющих левобережную сторону Волги, началось в 1582 году. Сюда для его подавления были направлены правительственные войска под командованием воевод И. М. Елецкого и И. М. Воротынского. Но местное население упорно сопротивлялось, и лишь во время летнего похода в 1584 году главные силы мятежников потерпели поражение. Возможно, что легенда, в которой упоминается «ратная тропа», рассказывает об этих далеких событиях.

Как бы то ни было, для нас важнее другое. В период царствования царя Федора Иоанновича, сына Ивана Грозного, все более возвышается фигура Бориса Годунова. Н. М. Карамзин в «Истории государства Российского» пишет: «…. Тогда же Борис велел устроить крепости на горной и луговой стороне Волги: Цивильск, Уржум, Царев-город — на Кокшаге, Санчурск и другие, населил оные россиянами и тем водворил тишину в сей земле, столь долго для нас бедственной».

Об основании Санчурска есть и документальное свидетельство в так называемой «Разрядной книге 1475 — 1598 годов». Там сказано: «Того же году поставили на Луговой стороне в черемисе Шанчурин город; и для береженья были воеводы: в большом полку князь Григорий Осипович Засекин да Меньшой Григорьевич Волынский. 

В передовом полку: Дементий Микифорович Чепчугов да Иван Мансуров сын Товарищев. 

В сторожевом полку: Замятия Бестужев». 

У нас есть основания считать, что город-крепость на Большой Кокшаге заложил князь Григорий Осипович Засекин и его войны.

Солдаты и привлеченное к работам местное население за короткое время возвели мощные земляные укрепления. На берегу Большой Кокшаги поднялся кремль. Его зубчатые деревянные стены были сооружены из вековых дубов да корабельных сосен, коими славились здешние лесные места. По углам стен возвышались башни с бойницами. Вокруг крепости, в глубине лесов и по берегам Большой Кокшаги были построены сторожевые вышки и поставлены заставы.

В «Сказании об Иване Грозном» упоминается марийский город Шемчура. Но о нем, к сожалению, сведений у нас не имеется. Рассказ поэтому пойдет лишь о русском городе-крепости.

Несколько слов о названии «Санчурск». В народе бытовали и другие имена: «Шенчура», «Санчура», «Шанчурин». Большой знаток языков народов Поволжья, филолог Г. И. Комиссаров считает, что это слово чувашского происхождения. Он ссылается на исторические факты. В 10 — 13 веках в бассейне Средней Волги существовало государство Волжская Болгария. Чуваши являлись одним из болгарских племен. Слово «Санчур» в переводе с чувашского языка означает: сан — твой, чур — слуга, раб, вассал.

Г. И. Комиссаров полагает, что местный марийский князек, чьи владения находились в бассейне Большой Кокшаги, присягнул на верность болгарскому царю: «Твой слуга — санчур». Позднее это слово в русском языке трансформировалось в Санчурин, а затем в Санчурск.

Коренным населением здешних мест были марийцы. Об этом свидетельствуют названия населенных пунктов: Люмпанур, Матвинур, Изинур, Зенканур, Ошманур, Икманур, Кундыш Мучагш и другие.

Откуда же появились русские? Земли вокруг Санчурска по распоряжению царя передавались помещикам, воеводам, купцам. «Большая часть помещичьих крестьян были в вотчине Дурново (2707 душ) и в вотчине Демидова (724 души)», — говорится в книге «Столетие Вятской губернии». Интересно отметить, что село Успенское и окружающие его деревни принадлежали в свое время Никите Демидову. Позднее они перешли его дочери, вышедшей замуж за гвардии капитан-поручика Дурново.

Для освоения новых земель на берегах Большой Кокшаги переселялись крепостные крестьяне из соседних районов и центральных губерний России. По соседству с марийскими населенными пунктами появились русские деревни и починки: Березовки, Соболево, Зимнячка, Заозерье, Красовка, Краснояр, Красногорье, Охоткино, Сосново, Любимовка, Великоречье — имена, идущие из глубины русской души.

Два народа жили по-соседски, взаимодействовали друг с другом, делили пополам и радости, и заботы, вместе боролись против царского и помещичьего гнета.

Условия жизни новоселов были не из легких. Пахотные земли приходилось осваивать из-под леса. Древесину в пору половодья Большой Кокшаги сплавляли на Волгу. Крестьяне занимались земледелием, скотоводством, охотой, рыбной ловлей.

В 16 — 17 веках Царевосанчурск, как он в то время назывался, был центром уезда. В его состав входили нынешний Санчурский, часть Кикнурского, Шарангского и Килемарского районов.

Город имел свой герб. Он представлял из себя щит, в верхней части которого был изображен Вятский герб, а в нижней — на зеленом фоне канюк (птица из породы ястребиных).

В исторической летописи Санчурска было не мало драматических страниц. В одном из писем царю здешние крестьяне писали: «И трудно нам терпеть, жестоко секут нас и сажают в остроги». Доведенные до отчаяния, они поднимались на борьбу против эксплуататоров. Мощная волна крестьянских выступлений прокатилась в Поволжье в начале 17 века. «Из вятских городов, — пишет кировский профессор А. В. Эммаусский, — в эти восстания были вовлечены Санчурск, Яранск и слобода Кукарка. В этих городах произошло свержение местных царских властей и захват власти восставшими. При этом перевороте с особой силой проявилась классовая ненависть посадской бедноты и крестьян к городской знати и землевладельцам».

Борьба за землю и волю продолжалась и в последующие годы. Среди воинов Степана Разина и Емельяна Пугачева были и наши земляки. С той далекой поры их потомки так и сохранили фамилии своих отважных вожаков — Разина и Пугачева.

В конце 18 века в Санчурске произошло еще одно драматическое событие: пожаром были уничтожены все деревянные постройки, в их числе и кремль. На восстановление их потребовались многие годы. И случилось так, что к моменту нового районирования город находился еще в руинах. Царевосанчурский уезд был упразднен, а его земли вошли в состав соседнего Яранского уезда. Царевосанчурск получил статус заштатного города Вятской губернии. Это, безусловно, отрицательно сказалось на экономической и духовной жизни края. А. И. Герцен, вспоминая о вятской ссылке, позднее с душевной болью напишет, что губернатор мог его сослать «в какой-нибудь дикий Кай или Царевосанчурск, без всяких сообщений, без всяких ресурсов».

Но и в то трудное время здесь жили работящие, напористые, предприимчивые, с озорным веселым нравом «санчурята» — самобытная этнографическая группа в Вятской губернии, со своим хозяйственным и культурным укладом, своими обычаями и традициями. Это про них с улыбкой говорили соседи: «Санчурята — веселые ребята, вятские ярославцы да и только!»

Сохранился фотоснимок начала 20 века, на котором запечатлена панорама Санчурска. Снимок, видимо, сделан  с колокольни Городищенской церкви. На нем хорошо видны дамба, деревянный мост через Большую Кокшагу, а за ней — постройки.

Четко обозначены улицы. Их пять: Троицкая, Владимирская,  Никольская, Покровская, Мельничная. Все они начинаются от моста и лучеобразно уходят в южную сторону, как бы подтверждая слова легенды: «И встал воевода на берегу Большой Кокшаги, руку простер в сторону солнца полуденного и сказал войнам: «Здесь заложить город-крепость, а улицы расположить как пальцы моей руки».

Неповторимую красоту Санчурску в архитектурном отношении придавали церкви. Старейшая из них — Тихвинская — построена в 1761 году. Кроме нее было еще три: Владимирская, Троицкая и Покровский собор. Каждая из них имела свой облик. Особенно выделялся собор, расположенный на берегу реки. Дата его постройки — 1777 год. Его величавые купола отражались в зеркальной водной глади. К сожалению, до наших дней, да и то в полуразрушенном  состоянии сохранилось лишь здание Тихвинской церкви. Частично оно восстановлено и в нем ведется церковная служба.

Торговым центром Санчурска были так называемые красные ряды. Это два параллельно расположенных длинных двухэтажных здания, сложенных из красного кирпича. В них размещались специализированные купеческие магазины. Торговые залы были спланированы в двух уровнях. Это позволяло показать товары покупателям во всем разнообразии. Сейчас одно из зданий переоборудовано под поликлинику, а второе — под жилье.

На панорамной фотографии выделяется еще двухэтажное, с фигурными башенками каменное здание. В нем размещалась женская гимназия.

В общей массе строений преобладали двухэтажные купеческие дома. Верхние этажи использовались под жилье, а в нижних размещались лавки, харчевни, мастерские, склады.

Особо хочется выделить дом Беневоленских. Его хозяин — священнослужитель Илья Федорович Беневоленский — был организатором первой в Санчурске церковно-приходской школы. Его сыновья пошли в революцию и науку, а дочери стали педагогами.

Рядом с домом Беневоленских красовался рукотворный парк с великолепной оранжереей. Сейчас от него ничего не осталось. А вот  другой — на берегу Большой Кокшаги — сохранился до наших дней. Создан он был в честь 300-летия основания города-крепости в 1884 году. В знойные летние дни столетние сосны и ныне дарят людям прохладу, радуют красотой.

Местом гордости «санчурят» был еще один парк, примыкающий к булыгинским заводам. На берегу речки Мокши были посажены кедры, лиственницы, декоративные деревья. В оранжерее выращивались великолепные розы.

Своеобразный облик Санчурску придавали площади. Их было три — Соборная, Хлебная и Конская. В самих названиях заключено функциональное название каждой из них.

Промышленность в Санчурске была развита слабо. Можно отметить лишь спиртовый и пивоваренный заводы Булыгина, открытые в 1868 году, спичечную фабрику Щербакова, кустарные мастерские, водяную мельницу на Большой Кокшаге. Успешно развивались кустарные промыслы.

Дважды в году в Санчурске проводились ярмарки: в июне — Тихвинская и в октябре — Покровская. На них съезжались торговые люди, ремесленники, крестьяне со всей округи. В дореволюционное время здесь можно было встретить купцов из Нижнего Новгорода, Казани, Вятки, Костромы, Космодемьянска, из ближних городов и сел — Яранска, Котельнича, Шаранги, Кикнура, Царевококшайска, Кукарки. Во время ярмарок Санчурск преображался. Появлялись дополнительные торговые точки и заготовительные пункты. На ярмарку приезжали бродячие артисты. Непременным атрибутом были карусель, ряженые. Умело действовали зазывалы, привлекая людей шутками-побасенками, рекламируя товары.

Что же предлагали санчурские торговцы? Прежде всего, конечно, лен. Он был самой денежной культурой. «Северный шелк», как любовно называли его крестьяне, шел не только на отечественные текстильные фабрики, но и вывозился за границу.

Большим спросом пользовался хлеб. Отличного качества пшеницу выращивали здешние земледельцы. Рожь в большом количестве закупали жители села Ветлуги. Пользовалась спросом овсяная крупа, изготовленная предприимчивыми мужичками на деревенских крупорушках.

Приметой осенней Покровской ярмарки была продажа скота. Чего только не предлагали крестьяне! Был большой выбор лошадей, крупного рогатого скота, птицы. Бойко шла торговля маслом и мясом. Ремесленники-скорняки скупали шкуры животных. Здесь можно было произвести и товарообмен, получить за проданное сырье готовую продукцию — овчины, хром и другие выделанные кожи.

В торговом центре ярмарки хозяйничали купцы Голубевы, Кудрявцевы, Дороговы, Суворовы, Пакалины и другие, предлагая «красный» товар на все вкусы.

Проводимые ярмарки были своего рода смотром народных талантов. Санчурский люд — мастеровой, предприимчивый. До революции что ни деревня — свое ремесло, свои умельцы, свое неповторимое лицо. Зимняченская сторона, например, издавна славилась пимокатами. Они изготовляли не просто, скажем, валенки или чесанки, но и настоящие художественные изделия — расписную обувь. Делалась она из белой высококачественной шерсти. На голенище мастера наносили затейливый цветной орнамент.

Испокон веков жили на санчурской земле столяры-краснодеревщики. Поэтому на ярмарках был большой выбор мебели, изготовленной умельцами из Плешкова, Баимова, Красовки. Сани, колеса, телеги поставляли кустари из Шишовки, а легкие сани-сибирки и пролетки — из Семкина.

На одной из площадей обосновывались гончары. Целые ряды глиняной посуды на все вкусы — горшки, корчаги, кринки, плошки, квасницы, кувшины. Здесь же на глазах изумленной публики мастера из Грязного Павлова или Пекалова на гончарных кругах из куска глины делали изумительной красоты изделия.

Ну, а здесь что за диво? Почему столпился народ? Заливаются на разные голоса гармоники. Свои певучие двухрядки предлагают сметанинские мастера. Чуть поодаль — жители Шуйки. У них свой товар — балалайки да гусли.

А где музыка — там и запевалы. Санчурские модницы соревнуются в песнях да в плясках.

Переливается красками многоголосая ярмарка — щедрый народный праздник. Она же — экономический стимул и регулятор. Все вместе. В тесном единстве.

….Так было. Но в тридцатых годах ярмарки захирели, а потом сошли на нет.

Случались в Санчурске и другие памятные события, были у местных жителей увлечения, пристрастия. Любимым праздником в зимнее время считалась масленица. В воскресный день на ее проводы съезжались тысячи людей. Устраивались катания на лошадях, игрища, забавы. Ряженые оглушали улицы песнями-прибаутками. Вечером на льду реки зажигали грандиозный костер. Центр веселья перемещался сюда. Заканчивался праздник оригинальным ритуалом — выстрелом ледяным ядром из пушки, сохранившейся с того времени, когда здесь была крепость.

Народные праздники проводились и летом. Самый красочный среди них — Троица.

В начале 20 века в Санчурске был построен Народный дом. Он стал местом духовного притяжения молодежи. Самодеятельные артисты ставили спектакли по пьесам А. Н. Островского, А. П. Чехова, других авторов. Организаторами и вдохновителями культурной жизни были обычно учителя. Об этом надо сказать особо. В летописи, которую вела Владимирская церковь, есть такая запись:

«До 1861 года не только в деревнях, но и в самом городе не было ни школ, ни училищ. Первая школа с более или менее удовлетворительной организацией была открыта 1 октября 1861 года. До открытия школы дети граждан обучались чтению и письму у местных лиц, которые получали три рубля с человека, чтобы пройти церковную азбуку, часослов и псалтырь и научить писать буквы строчные и заглавные. Курс такой учебы продолжался две зимы».

В книге «Столетие Вятской губернии» названо имя Екатерины Антроповой, которая обучила на своем веку до семисот детей. «Умерла в 1874 году в бедности, лишь за год до смерти прекративши свою профессию», — писала о ней газета «Вятские губернские ведомости».

По просьбе жителей в 1863 году было открыто мужское училище, а несколько позднее — женская гимназия. В Санчурск приехали на работу выпускники Казанского университета и других высших учебных заведений. Они, несомненно, внесли животворную струю в здешнюю жизнь.

Людская память сохранила имя учителя М. М. Чернова. Он преподавал  русский язык и литературу в мужском училище, был любимцем и признанным авторитетом не только учащейся молодежи, но и взрослых жителей города. Чернов не был лишен  и литературного дарования. Его рассказы и очерки публиковались в газетах и журналах. По его инициативе в Народном доме была открыта публичная библиотека, которую охотно посещали и жители Санчурска, и крестьяне окрестных деревень.

Страстный книголюб, постоянный читатель библиотеки Т. В. Христолюбов, вспоминая о Чернове, рассказывал:

«Это был удивительный человек — душевный, образованный, культурный. Для каждого он находил доброе слово, рекомендовал нужную книгу. По его совету я прочитал произведения Некрасова, Добролюбова, Салтыкова-Щедрина. Пристрастился я в то время и к политической литературе. Вступил в царевосанчурский товарищеский кружок самообразования. Он имел свою подпольную библиотеку. Хранительницей была учительница женской прогимназии Мария Андреевна Долгорукова«.

Товарищеский кружок самообразования имел свою программу. Наиболее активные его члены позднее вошли в состав социал-демократической организации, которую возглавил политический ссыльный, молодой революционер из города Вильно А. В. Цепелевич. Его влияние на молодежь несомненно. Воспитанник мужского училища А. И. Догадов стал профессиональным революционером. Он был слушателем ленинской школы в Лонжюмо (близ Парижа), делегатом Пражской конференции РСДРП. После Октября руководил советскими профсоюзами. Участником трех революций был М. В. Котомкин. Революционером, ученым, изобретателем стал С. И. Кислицын. 

Царские власти, напуганные размахом революционного движения, в 1907 году выслали М. М. Чернова вместе с другими интеллигентами за пределы Вятской губернии.

В летописи Царевосанчурска, о которой говорилось выше, есть запись об одном трагическом событии:

«Франко-прусская война наводила многих на мрачные мысли, как бы благополучно прожить 1871 год, — читаем в летописи. — Предчувствие не обмануло. Начала свирепствовать холера, от которой умерло в приходе 50 человек. Появление холеры в то время приписывали порче воздуха ядом. Лечили от рвоты, давали глотать кусочки льда. От судорог тело натирали щетками и перцовкой, ставили к икрам ног бутылки с горячей водой».

Эпидемия холеры не была единственной. Тиф, туберкулез, оспа и другие болезни уносили в могилы людей в расцвете сил. Жизнь заставляла искать выход из создавшегося положения. Уездное земство принимало отчаянные усилия, чтобы создать сеть больниц. Одна из них была построена в Санчурске. И хотя она имела примитивное оборудование, ограниченный штат медицинских работников, тем не менее открытие земской больницы стало важным событием.

Весть о победе Октябрьской революции в Санчурск принесли солдаты — фронтовики и матросы, участвовавшие в вооруженном восстании в Петрограде и других городах. 19 января 1918 года в Народном доме состоялось собрание граждан Царевосанчурска, на котором была провозглашена советская власть и избран революционный комитет во главе с солдатом-фронтовиком А. И. Силиным. 

В феврале 1918 года в составе Яранского уезда был создан Царевосанчурский округ. Состоялся окружной съезд Советов. Председателем исполкома окружного Совета был избран А. И. Силин. 

В августе 1918 года на юге губернии вспыхнул так называемый «степановский мятеж», а в Казани против Советов поднялся чехословацкий корпус. Слухи, один страшнее другого, доходили и до Царевосанчурска. «Что делать?» — терялись в догадках руководители местного Совета. Воспользовавшись их замешательством, противники новой власти разогнали Совет. Из его противников была создана боевая дружина. Наиболее радикальные члены ее предлагали устроить в городе «варфоломеевскую ночь».

В связи с этими событиями в Яранский уезд был направлен интернациональный отряд во главе с венгерским офицером Л. Чаки и комиссаром Д. В. Крупиным. Советская власть была восстановлена и в Царевосанчурске, и в Яранске.

В 1924 году город по просьбе его жителей был переименован в Санчурск и стал центром одноименной волости, а с 1929 года — центром одноименного района.

Стремителен бег времени! Давно ли, кажется, жители этого уголка отмечали 400-летие Санчурска, и вот уже идет счет пятого столетия его непростой истории. Тем, кто живет в нем постоянно, не так заметны перемены, но они, конечно же, происходят. Ныне Санчурск утратил статус города, но это не остановило его развитие.

Мы идем по знакомым улицам поселка. От железобетонного моста, перекинутого через Большую Кокшагу, протянулась улица Карла Маркса — бывшая Троицкая. На берегу реки — здание районного Дома культуры. Здесь же разместилась и библиотека. На этой же улице находится комплекс зданий медицинского училища, из стен которого вышли тысячи квалифицированных фельдшеров и сестер. Многие из них, получив позднее высшее образование, стали заслуженными врачами, руководителями медицинских учреждений, учеными.

В конце улицы — приречный парк, заложенный школьниками в начале семидесятых годов. Это место отдыха желанно не только для жителей поселка, но и для многочисленных гостей, съезжающихся в летнюю пору из дальних городов и весей.

Переходим на улицу Свердлова. Старожилы помнят ее старое название — Владимирская. Южная часть ее застроена в послевоенные годы. Выделяется комплекс профессионально-технического училища, которое готовит кадры массовых профессий для села. На этой же улице сохранились постройки бывшей земской больницы и старый парк. На окраине парка поднялся новый трехэтажный корпус терапевтического отделения. В память об этом событии врачи и медсестры заложили яблоневый сад.

В сквере, разбитом на месте бывшей Хлебной площади, установлен памятник землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. По соседству со сквером — здание школы-интерната. Многие годы ее возглавлял заслуженный учитель школы РСФСР Н. В. Колесников. За большие заслуги в воспитании детей ему присвоено звание «Почетный гражданин Санчурска».

Центральная улица Санчурска (ныне — улица Ленина) начинается от моста, через который пролегла асфальтированная автомагистраль Киров — Котельнич — Яранск — Санчурск. Сбылась давняя мечта жителей глубинного района — иметь благоустроенную дорогу с твердым покрытием, связывающую Санчурск с областным центром.

 

 

(В. А. Ситников, Н. И. Перминова и другие «Энциклопедия Земли Вятской» Т 1. Города. Киров. 1994.).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *