Поселок городского типа Пинюг

Автор:admin

Поселок городского типа Пинюг

Поселок городского типа Пинюг, расположен при железнодорожной станции Пинюг.

Расстояние до центра района (пгт Подосиновец) 50 километров, число жителей 3,5 тысячи человек.

Название произошло от реки Пинюг (слово фино — угорское, возможно, означает «река текущая среди болот»).

Поселок возник при строительстве железной дороги Вятка — Котлас. Решение правительства принято в 1894 год, стройка началась в 1895, первый поезд прошел в 1897, железнодорожная линия Пермь — Котласская сдана в эксплуатацию 1899 году. Известно, что в 1897 году Пинюге уже жил станционный смотритель. В начале 20 века уже была передвижная железнодорожная церковь, приписанная к Пушемской Михайло -Архангельской церкви. В 1903 году открыта министерская одноклассная школа. Для обслуживания дороги требовались грамотные люди, поэтому в 1908 году начала работать воскресная школа для взрослых. Школу посещали не только жители станции, но и окрестных деревень.В 1918 году учащихся было 50 мужчин и 34 женщины.

После провозглашения советской власти развития поселка связано с развитием лесозаготовительных и лесоперерабатывающих предприятий, началом строительства железной дороги Пинюг — Усть-Сысольск (Сыктывкар). В 1927 году в поселке был создан Транспортный лесной отдел Пермской железной дороги, который занимался рубкой деловой древесины для шпал, изготовлявшихся в Пинюге. В 1931 году этот участок реорганизован в Пинюгский лестранхоз. куда вошли шесть лесопунктов в шести населенных пунктах: Пинюге, Пушме, Скрябино, Лунданке, Верхнемалье, Косареве. В сезон 1934 — 1935 годов в районе было заготовлено 569 тысяч кубометров древесины, из них около 500 тысяч лестранхозом. Французские рабочие провинции Эльзас — Лотарингия за высокое качество поставляемой древесины подарили труженикам района красное знамя с надписью «Рот Фронт». В середине 30-х годов началась механизации лесоразработок. В 1956 году из состава Пинюгского ЛТХ был выделен Лунданский леспромхоз, лестранхоз в 1958 году реорганизован в леспромхоз (ныне ОАО «Пинюгский комплексный леспромхоз»).

Строительство железной дороги Пинюг — Усть-Сысольск было включено в план первой пятилетки, работы начались в августе 1926 года, надо было уложить железнодорожное полотно (250 километров) по безлюдной, лесистой, наполовину заболоченной местности. Начальным пунктом строительства стал Пинюг, рабочие — узники СевЛОНа (Северные лагеря особого назначения). К сентябрю 1930 года на пинюгском направлении была прорублено 80 километров просеки, но весной 1931 года темпы строительства стали замедляться, и в декабре было принято решение о консервации железной дороги в июле. В июле 1932 года ГУЛАГ вывез рабочих, оборудования и продовольствие. До 1936 года строительные работы неоднократно возобновлялись и прекращались,ь поселку не суждено было стать крупным железнодорожным узлом.

В 1942 — 1943 годах в поселке находился эвакогоспиталь, потом сюда были перемещены военнопленные: немцы, итальянцы, венгры, румыны, австрийцы. Более тысячи пленных было захоронено на местных кладбищах, остальные начале 50-х годов были отправлены на родину.

В Пинюге в 1929 году стояло 42 двора, жителей было 168, ныне 3 498. Имеются железнодорожный вокзал, средняя школа, городская и детская библиотека, Дом культуры, больница, стадион, магазины.

 

(Энциклопедия Земли Вятской, Том 1, Книга 2, Села, Деревни. 2002 год).

Об авторе

admin administrator

Кировская область, Свечинский район, пгт. Свеча

2 комментария

ВалерийДата:7:39 пп - Ноя 2, 2020

А в 70-80-х годах прошлого века население было больше 8 с половиной тысяч.

ВалерийДата:11:22 дп - Ноя 6, 2020

«…В Пинюге в 1929 году стояло 42 двора, жителей было 168, ныне 3 498…» И ни слова о том, что в 70-80-х годах прошлого века населения в Пинюге было почти 9000. Есть что сравнить.

Оставить ответ