Menu

Поселок городского типа Аркуль

0 Comments

Поселок городского типа Аркуль, в административное подчинение поселка входит деревня Липовка (1938) в 5 километрах. Расстояние до центра района (город Нолинск) 44 километра, дата основания — 1903 год. В 1932 году село реорганизовано в рабочий поселок, в котором размещена ремонтно — эксплуатационная база Вятского речного пароходства, число жителей 2,8 тысяч человек.

Название происходит от марийских слов «ар» (уголь) и «куль» (мешок) — «мешок угля». По мнению краеведа В. С. Папырина, название удмуртское: «ар» (удмурт), «куль» (озеро) — «удмуртское озеро».

Появление постоянных поселений на территории Аркуля связано с развитием судоходства на реке Вятке и разработкой леса в районе озера Широкий Аркуль. С середины 90-х годов 19 века стали появляться стоянки пароходов в затоне, чаще они носили случайный характер. Тогда и появилось на берегу затона маленькая избушка, где имелись верстаки, и небольшой набор инструментов для ремонта судов. Деревянная церковь была перевезена из села Иловатка Орловского уезда (разобрана в 1981).

На территории современного лесозавода была построена контора купца и промышленника из села Лаж (ныне Лебяжский район) М. Шамова. Лес сплавляли по Вятке, Каме, Волге в южные районы, где можно получить большую прибыль. Сюда на лодках стали приезжать марийцы. Они обжигали древесину, выгоняли смолу, а древесный уголь увозили в мешках из мочала (куль), который использовали в деревенских кузницах.

В начале 20 века судовладельцев Булычева, Небогатикова ,Тырышкина, Александрова и других Иловатский затон перестал устраивать. Булычев повел переговоры с Орловской земской управой о продаже территории для расширения затона, но управа запросила дорого, тогда судовладельцы осмотрели Аркульский затон и сочли его подходящим для стоянки судов. В 1912 году они перевезли сюда ремонтные мастерские, в которых разместились токарный, слесарный и столярный цехи, тогда же была перевезена и церковь. Этот год стал годом рождения поселка.

Базовым предприятием в поселке Аркуль был и остается завод. Ныне ОАО «АСРЗ им. С, М, Кирова» строит теплоходы и баржи не только для отечественного судоходства, но и успешно выполняет и зарубежные заказы. В ПУ — 10 обучаются молодые люди(почти половина из них дети — сироты) из разных районов области: Котельнического, Немского, Уржумского, Вятскополянского, Нолинского (Аркуль, Сырчаны, Медведок). Они получают профессии судоводителя — помощника механика судов речного флота, штурмана — помощника механика. В училище есть группы для тех, кто окончил коррекционные (вспомогательные) школы и школы — интернаты, они получают профессии плотника, швеи, хозяйки дома.

Школа, начальная, возникла в затоне в 1914 году, с 1924 года стала фабрично — заводской семилеткой, в 1936 году преобразована в среднюю (в 1958 — 1980 годах директор Н, Я, Исаков). В школе учились летчик — истребитель Герой Советского Союза Е. Мариинский; ученый — океанолог Б. Помыткин; переводчик делегации нашей страны в Организации Объединенных Наций в Америке В. Потапов; врач — офтальмолог в Омске профессор, доктор медицинских наук Г. Киселев; физик, кандидат физико — математических наук, работал в Египте, ныне в НИИ в Обнинске на первой отечественной атомной электростанции Ю. Колеватов; лауреат Государственной премии директор Ленинградского завода им. К — Либкнехта В. Лянгузов; главный штурман Министерства речного флота России Г. Третников; капитаны дальнего плавания Б. Злобин и Г. Бельтюков; капитаны первого ранга В. Корякин, В, Болдырев и А, Шамов; участник создания сложных ракетно — космических систем, проектирования и испытания спутников, начальник конструкторского сектора В, Балагуров (имеет медаль им. акад. Пилюгина Федерации космонавтики СССР); начальник сектора, участник запуска космических спутников связи, геодезии и навигации с космодромов Плесецк, Байконур А. Заболотский; начальник конструкторского бюро, участник создания противоракетного и зенитного комплекса С-300 В, Петухов; ведущий конструктор, руководитель общей сборки ракет и группы пуска Н. Третников и многие, многие другие.

В полноводные весны поселок затопляет, раньше сюда от Медведка (10 — 12 километров) в это время было сложно, в конце 1980-х годов построили дорогу, ходит автобус. Это поселок речников, рыбаков и …сборщиков грибов. Когда — то не хватило двух трех сотен человек, чтобы Аркуль получил статус города, ныне жителей уменьшилось вдвое.

 

(Третников Н. Выпускники и время: Краткий очерк к 60-летию выпуска 10-х кл. в Аркул. сред. шк. Аркуль, 1998. 24 с.: ил.)

(Энциклопедия Земли Вятской, Том 1, Книга 2, Села, Деревни. 2002 год).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *