Menu

Поход монголо-татар на Вятку, битва вятчан с устюжанами и окончательное присоединение вятской земли к московскому государству

0 Comments

1391 — 1489 года.

Долго вятчане жили в совершенной свободе и независимости от князей российских, наблюдая обычаи новгородцев, повинуясь избираемым из среды своей сановниками и священному чину. Между тем жители Новгорода, завидуя благоденствию республиканцев — вятчан, старались вооружить против них князей российских и князья, внимая подстреканию новгородцев, дважды отражали войска для покорения Вятки в свое подданство. Однако республика…. не потеряла своей вольности….

Молва о благосостоянии маленькой Вятской республики дошла до слуха соседственных моголов (монголов). В них и особенно в царя их Тохтамыша вселилось желание искать там добычи и жертв корыстолюбия. Многочисленное войско под предводительством царевича Бектута было отражено для удовлетворения алчных желаний моголов. Изумленные внезапным их нашествием вятчане не могли отстоять своих городов и селений, основанных среди пустынь, лесов и болот. Множество христиан погибло от меча; многие, уведенные в плен, навсегда лишились своей вольности, иные спасались бегством, а другие успели спасти жизнь свою, откупаясь, сокровищами. Таким образом обогатясь корыстию разоренных народов, моголы оставили Вятские области.

Скоро плачевная участь вятчан достигла до слуха единоплеменных им народов, живших в областях великого Устюга. Устюжане, соболезнуя о бедствии единоплеменных вятчан, разоряемых варварскими народами, отправили к ним на помощь несколько тысяч вооруженных людей, но вместо помощи посланные на помощь усугубили бедствия вятчан, и сами сделались жертвою своей нерассудительности. Думая, что вятчане осаждены от неприятелей и что в Хлынове находится стан неприятельский, устюжане решились, не давая знать о том хлыновчанам, ночью напасть на Хлынов и порезать в нем мнимых врагов. Как ни осторожно они приближались к городу, однако городская стража усмотрела при подошве горы колеблющийся народ, и почитая его за неприятелей, немедленно ударила тревогу, на которую тотчас сбежались испуганные граждане. Видя у города народ и почитая его за неприятелей, хлыновчане с ужасным отчаянием сделали вылазку и вступили в бой с устюжанами. Ярость ожесточила сердца обоих народов тем более, что они, сражаясь друг с другом в темноте, думали, что убивают неприятелей. Жестокое кровопролитие продолжалось до тех пор, пока утренняя заря прогнала мрак ночи. Тогда-то ужас объемлет ту и другую сторону воинов, и кровавый бой прекращается. Место отчаяния заступает невыразимая печаль. Однако печаль еще более ожесточила единоплеменников, потому что они присудили — будто бы ужасное кровопролитие с которой нибудь стороны, сделано с худым намерением. Снова начался страшный бой и продолжался до тех пор, пока обе стороны лишились всех своих сил. На месте сражения пало с обеих сторон более 4000 человек. Все убиенные на поле брани были погребены в предместии Хлынова на том самом месте, которое ныне слывет под именем Свистопляски.

Над местом погребения была построена часовня, в коей ежегодно отправлялись панихиды по убиенным в день несчастного сражения, происходившего в четвертую по Пасхе субботу…..

До времен княжения Василия Васильевича Темного Вятская республика была  в зависимости от москвитян только по делам духовным, а часть гражданская оставалась в совершенной независимости. Василий Васильевич в 1459 году отправил сильное войско для покорения вятчан власти великокняжеской. Тогда то гордая республика преклонила главу свою перед великим князем московским, обязалась платить ему дань и предоставила ему право распоряжать своими войсками. Впрочем, дух вольности в этой народной державе не исчез. Он обнаружился во всей силе в то время, когда царь Иван Васильевич Третий….. был занят покорением Казани. Однако Иван Васильевич, послав против мятежников 60000 воинов, не только привел вятчан к повиновению, но и совершенно истребил их независимость. Они покорно присягнули ему в верности, что случилось в 1489  году. С того времени уже навсегда вятчане зависели от россиян не по одной только части духовной, но и по гражданской.

 

(ГАКО. Ф. 1404. Оп. 1. Д. 3 Л. 19 об., 25 об. — 27 об. 28 об., — 29 Подлинник)

(Из очерка Ф. Пинегина «История Вятской страны по части церковной» 1838 год. Рукопись)

(В. А. Ситников, Н. И. Перминова и другие «Энциклопедия Земли Вятской» Т 1. Города. Киров. 1994.).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *