Об этом подвиге говорили вся наша 8-я воздушная армия, весь 4-й Украинский фронт.
Шла весна 1944 года. 503-й штурмовой авиаполк поднялся в воздух для нанесения бомбового удара по важному объекту в районе города Николаева. Удачно отбомбились и возвращались домой. Вдруг лейтенант А. Демехин услышал по рации тревожный голос:
— Заглох мотор. Теряю высоту. Иду на посадку.
Внизу еще тянется территория, занятая врагом… Как потом выяснилось, отказал поврежденный зенитками мотор самолета-истребителя младшего лейтенанта И. Стопы, который с товарищами прикрывал штурмовиков.
Приземлившись на поле, «ЯК-3» завяз в липком черноземе. Демехин видел, как летчик выскочил из кабины и, стоя на крыле машины, махал руками улетавшим товарищам. Но что они могли сделать?
Внимательно присмотревшись к местности, Демехин заметил всадников. Это фашисты спешили к самолету Стопы. Вдруг Демехин услышал в шлемофоне голос своего ведомого — лейтенанта В. Милонова:
— Разрешите подобрать летчика с истребителя.
— Разрешаю, — моментально ответил Демехин. — Садитесь ближе к шляху.
Милонов приземлился, а взлететь не смог. У самолета, оказалось, пробиты шасси.
— Возвращайтесь без нас, мы живыми не сдадимся, — опять услышал в наушниках Демехин.
Мигом он принимает решение идти на посадку и выручить товарищей. По радио Демехин дал команду младшему лейтенанту Клюеву:
— Иду на посадку, прикрой с воздуха.
Летчик приземлился невдалеке от двух самолетов. Но и его машина застряла в грязи. Положение создалось критическое. Штурмовик Клюев вел сверху пулеметно-пушечный огонь, не подпускал гитлеровцев к севшим самолетам. Все — трое летчиков и два стрелка-радиста — руками отрыли грязь из-под колес. Самолет Демехина наконец с большим трудом вытолкнули на дорогу. «ИЛ-2» был готов для взлета. Но ведь штурмовик двухместный, а поднять необходимо пятерых. Демехин дает стрелкам приказание лезть в гондолы шасси. Это значит придется лететь с выпущенными колесами. Летчики Милонов и Стопа втиснулись в кабину стрелка. Гитлеровцы уже близко, открывают огонь по самолету, но атаками с воздуха Клюеву снова удается прижать их к земле.
Тем временем перегруженный «ИЛ-2» медленно движется вперед. Демехин выжимает газ до предела, но скорость не увеличивается. Кажется, вот-вот металлический винт заденет о землю. Демехин дает полный газ, с трудом отрывает штурмовик.
Благополучно перелетев линию фронта, Демехин посадил самолет на первую подходящую площадку: лететь до аэродрома не хватало горючего. За этот подвиг Андрей Васильевич Демехин был удостоен звания Героя Советского Союза, Впоследствии Героем Советского Союза стал и Петр Николаевич Клюев.
В. Ваничкин, муфельщик чугунолитейного завода, сержант запаса.
Правда, 1975, 2 марта.
Об авторе