Menu

Новгородско-московская ересь

0 Comments

Укрепление самодержавной власти сопровождалось усилением классовой борьбы. Одной из ее форм в конце 15 — начале 16 веков была новгородско-московская ересь, своим острием направленная против официальной церкви и самих основ церковной идеологии. В этой ереси, носившей характер реформационного движения, отчетливо выделяются два направления. Одно обладало чертами бюргерской оппозиции. Его идеологами были выходцы из новгородского духовенства и купечества. Новгородские еретики отрицали основные догматы православия, божественность Христа, выступали против обрядности и тому подобное. Уже вскоре после появления ереси в Новгороде она начала распространяться и при великокняжеском дворе. Московский кружок, идеологами которого стали дьяки Федор и Иван Волк Курицыны, представлял иное, умеренное направление и был поддержан феодально-княжескими кругами, в частности Ряполовским и Патрикеевыми. В России, как в Польше и других европейских странах, элементы реформационного и гуманистического движения использовались теоретиками боярской оппозиции, превращавшими гуманистическую проповедь свободы личности в проповедь самовластия бояр. Вместе с тем московские еретики выступали с критикой монашества, выдвигали требования секуляризации монастырских земель и являлись сторонниками распространения научных знаний и просвещения. На церковном соборе 1490 года Дионисий и другие новгородские еретики были отлучены от церкви и преданы «анафеме». После заключения в тюрьму Дмитрия церковный собор в 1504 году приговорил к сожжению Ивана Волка и других виднейших московских еретиков. Несмотря на разгром ереси, передовые идеи вольнодумцев конца 15 — начала 16 века оказали заметное влияние на развитие русской общественной мысли, способствовали ее высвобождению от пут церковной идеологии, развитию гуманистических тенденций. К передовым гуманистам более позднего поколения принадлежал, например, окольничий Федор Карпов, видный политический деятель времен Василия Третьего. Широко образованный человек, хорошо знавший классиков античной литературы и философии, Федор Карпов в своих посланиях выступал против попыток реакционных церковников подчинить политическую деятельность русского правительства узкоцерковным интересам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *