Для времени образования русского централизованного государства был характерен рост научных знаний и просвещения. Большое строительство способствовало развитию практических навыков в области техники. Введение стенобитных и метательных орудий и артиллерии требовало расчета силы и дальности полета камней, ядер. При постройках использовались блоки. Стенобитные орудия действовали при помощи рычага. Появление в Москве и Новгороде часов указывает на знакомство русских мастеров с системой зубчатых колес. Кузнечное дело, изготовление орудий, чеканка монеты, устройство труб для добычи соли, действовавших при помощи поршневого насоса, составление известкового грунта для стенной живописи — все это было связано с ростом прикладных знаний. В 15 веке в связи с развитием государственных финансов, писцового дела приобретали практическое значение руководства по арифметике и геометрии.
Несмотря на господство богословско-мистических представлений о природных явлениях, в России делались попытки реального объяснения явлений окружающего мира, появлялись работы, посвященные отдельным отраслям знания. Летописцы проявляли большой интерес к астрономическим явлениям. Начали появляться специальные астрономические трактаты «О широте и долготе земной», «О стадиях и поприщах», «О расстоянии между небом и землей» и так далее. Развивались медицинские знания.
Большой интерес представляет развитие русских географических знаний. Несколько русских путешественников 14 — 15 веков оставили записи о виденных ими странах. Таковы записи о путешествиях новгородца Стефана в Константинополь, Игнатия Смолянина в Константинополь, Палестину и Афон; дневник путешествия русского посольства в Феррару и Флоренцию на церковный собор (1439 года); описание поездки посла Толбухина в Венецию и прочее. Новгородец Стефан уделяет в своих записях большое внимание строительному материалу, особенно мрамору, отмечая его свойства, цвет и так далее. Автор описания путешествия русского посольства в Феррару и Флоренцию внимательно изучал европейские города: Любек, Люнсберг, Аугсбург, Брауншвейг, Венецию, Флоренцию. Его интересовали развитие ремесел, торговли, благоустройство городов, строительная техника.
Предприимчивый тверской купец Афанасий Никитин, один из выдающихся русских людей второй половины 15 века, отправился в 1466 году вместе с другими купцами в восточные страны. Через Шемаху, Баку, Ормуз Афанасий Никитин совершил путешествие в Индию. Он оставил интересное и яркое описание на основе собственных наблюдений Индии и Ирана, а на основании расспросов — также Цейлона, Китая и других стран. Подробно описывает Афанасий Никитин индийские торговые города, товары, обращающиеся на рынках, и состояние сельского хозяйства. В записках Афанасия Никитина проявляются настроения русского патриота, который хранил память о родине в течение своих долгих странствий, и чувствуется глубокое уважение к культуре других народов, с которой он ознакомился.
Русские книжники знали об античных писателях и философах. Автор «Жития» Дмитрия Донского был знаком с идеями Пифагора и Платона; архиепископ Вассиан Рыло — с идеями Демокрита, сборник «Пчела» содержал изречения из произведений Плутарха, Менандра, Аристотеля и Эпикура. В миниатюрах одной рукописи имеются аллегорические изображения Нептуна, Аполлона и Дианы, а на стенах и воротах Успенского и Благовещенского соборов Московского Кремля изображены Гомер, Платон, Фукидид, Диоген и Аристотель.
Об авторе