Для устного народного творчества этого времени характерно продолжение развития былинного эпоса, в котором все более и более проявлялось отрицательное отношение социальных низов к князьям и боярам. Это нашло свое выражение в развенчании образа князя Владимира, который выступает теперь в некоторых былинах как олицетворение всего зла, свойственного правящим классам. В замечательной былине этого периода — «О Вавиле и скоморохах» социальное зло представлено обобщающим образом царя Собаки, в борьбе с которым народ выходит победителем. Царству зла, насилия, социальной несправедливости противопоставляется в былинах иная жизнь, героями которой выступают «крестьянский сын» Илья Муромец и пахарь Микула Селянинович.
Вместе с тем большой размах событий, связанных с объединением русских земель и образование национального Русского государства, способствовал развитию нового вида народного эпоса — исторической песни, где повествование органически связывается с конкретными историческими деятелями и событиями.
В 16 веке складывается первый большой цикл исторических песен, в котором отражены важнейшие события середины и второй половины 16 века.
Горячим патриотизмом проникнута песня, посвященная одному из крупнейших исторических событий внешней политики — взятию Казани. Здесь прославляется Иван Грозный как руководитель похода, но главные герои песни — представители народа, «славные мастера» — пушкари и зажигальщики, «люди умные, люди разумные», своей стойкостью и мужеством решившие победоносный исход войны.
Не только в исторических песнях, но и в народных сказках бояре изображались жадными, трусливыми, своекорыстными. Ненависть к ним народа очень ярко выражена в сказке «Расправа с боярами», где царь, изгнанный с престола изменниками-боярами, вскоре вернулся в Москву и «перекрушил бояр, словно мух».
Несмотря на то, что для народно-поэтических произведений характерны были царские иллюзии, народ в своих песнях сурово осуждал жестокость самодержавного правителя. Так, в песне «Грозный и сын» не находит оправдания в глазах народа убийство царем своего сына и расправа Ивана Четвертого с новгородцами в 1570 году.
Прямая угроза крестьянства расправиться со своими угнетателями и вера в силу народную выражена в песне о Кострюке, в котором народ изобразил боярина-поработителя.
Носителями подлинно народного искусства были песенники, скоморохи, домрочи и другие. Развитие народно-сатирического творчества входило в конфликт с официальной светской и церковной идеологией. Церковная и светская власти преследовали скоморохов, распространявших народную сатиру, и стремились не допускать проникновения ее образов и форм в официальную литературу. Протест против социального угнетения отразился также в пословицах.
Об авторе