Над Уржумкою рекой. История города Уржума.

Автор:admin

Над Уржумкою рекой. История города Уржума.

Впервые упоминается в документах в 1554 году. Центр одноименного района. Расположен в южной части области на реке Уржумке (притоке реки Вятки). Через город проходит автомагистраль Киров — Вятские Поляны, расстояние по ней до города Кирова — около 180 километров, до ближайшей железно-дорожной станции Вятские Поляны — около 160 километров, до пристани Цепочкино на реке Вятке — 12 километров. Население — 12,0 тысяч человек (1993 год).

О том, что на месте нынешнего города люди жили с глубокой древности, говорят археологические находки. Так, поясная женская пряжка, найденная в погребении, обнаруженном при строительстве детского комбината в 1965 году, датируется 2 — 1 веками до нашей эры.

Первое упоминание об Уржуме в русских летописях и разрядных книгах относится ко времени так называемой «черемисской войны» 1553 — 1557 годов, когда после присоединения к России Казанского ханства русские воеводы подавляли восставших марийцев. Как сообщает летопись, «а война из была от Казани и по Каму, а от Волги на Ошит и за Оржум и под Вятские волости». Это известие относится к 1554 году.

Упоминает Уржум и участник этих походов князь Курбский в своей «Истории о великом князе Московском». По мнению профессора А. В. Эммаусского, Уржум, упоминаемый в этих сообщениях, был марийским племенным городком. А историк А. Савич писал, что вятские мари сохранили очень отчетливое предание о своих древних князьях, столицей которых был Уржум. Не этим ли объясняется столь широкое распространение географического названия «Уржум» на территории расселения мари и даже за ее пределами? (По этимологическому словарю марийского языка Ф. И. Гордеева, поселения, носящие подобное имя, встречаются, кроме как в Марий-Эл, также в Башкирии, Удмуртии, Кировской, Костромской, Архангельской и Ульяновской областях, причем в Костромской области деревня Уржуново отмечена уже в 1592 году).

Что же означает загадочное слово Уржум? Общепринятый перевод с марийского — это «белку видел». Но вот профессор И. С. Галкин считает, что слово это домарийское, видимо, угорское. И означает оно «лесная речка», то есть город назван по реке.

Спорным является вопрос о том, когда же Уржум стал русским городом. Так, если профессор А. В. Эммаусский вслед за первым вятским историком А. Вештомовым считал,  что событие произошло в 1584 году, как и написано во всех справочниках и энциклопедиях, то профессор А. Зимин писал, что дата 1584 год ошибочна, а поставлен Уржум в 1594 — 1595 годах; об этом прямо говорится в малоизвестной летописи, писанной старцем Тихоном Казанцем и опубликованной академиком М. Тихомировым в 1940 году. И в разрядной книге впервые отмечено, что «в новом Уржумском городе голова Семейка Еропкин» числился именно в 1594 году.

Автор этих строк нашел в актах бывшего Цепочкинского монастыря, основанного в 1624 году, любопытное известие. Оказывается, упомянутого в казенном документе Семейку Еропкина вместе с воеводой Владимиром Головиным марийцы при опросе в 1648 году назвали основателями города: «Как де поставили город Уржум воевода Владимир Головин да Семен Яропкин….»

Первым уржумским воеводой, по разрядным книгам, в 1602 году значится В. П. Головин, родственник основателя города. Около 10 лет он был воеводой в Царевококшайске, в 1598 году поставил город Верхотурье — ворота в Сибирь, затем руководил починкой дороги между Соликамском и Верхотурьем. Судьба его переменилась в 1605 году, когда самозванец Лжедмитрий Первый вызвал его вместе с братом Иваном в Москву и произвел в окольничие. В. Шуйский, став царем, назначил Головина казначеем и пожаловал боярским чином. Женат Василий Петрович был на дочери боярина Сабурова, племяннице первой жены Ивана Грозного Анастасии. Его дочь была замужем за знаменитым воеводой смутного времени князем М. Скопиным-Шуйским, смерть которого историки называют неожиданной и загадочной.

В смутное время военные действия не коснулись Уржума, хотя, например, уржумский стрелец М. Сальцов упоминается в исторических документах в числе главарей котельничан, восставших против царя В. Шуйского. В 1611 году уржумцы участвовали в ополчении против поляков под началом казанского воеводы В. Морозова, в 1612 году — в нижегородском ополчении Минина и Пожарского. С этого времени город на Уржумке все чаще встречается в грамотах и актах. В 1614 году впервые упоминается Уржумский караул (таможенная застава).

В 1633 году уржумские стрельцы участвовали в неудачных боях с поляками под Смоленском. В дальнейшем они служили и на Дону, и в полку известного в то время воеводы князя Ф. Ф. Волконского. 

Пограничный характер понизового города (казанского пригорода) Уржума, писал А. В. Эммаусский, заставлял правительство держать в нем сравнительно крупный отряд войск. Так, в 1625 году при воеводе Г. Хотунском в Уржуме находился конный отряд служилых дворян до 20 человек, а также крупный по тому времени отряд стрельцов в 200 человек, отряд солдат нового строя до 65 человек и отряд служилых людей — новокрещенов, главным образом марийцев, — около 70 человек. Всего в Уржуме, таким образом, войск было свыше 350 человек, то есть больше, чем самих жителей в посаде.

Интересен служилый состав города при воеводе В. Кирикрейском (1631 год), где наряду с 14 детьми боярскими называются 49 человек «литвы, и немец, и черкас, и выходцев». Упоминаются здесь три пушкаря, три толмача, а также воротники (сторожа у ворот крепости) и кузнец.

На посаде была Воскресенская церковь, в которой служили два попа и пономарь, они владели деревней Сардой на речке Сарде.

Все служилые военные люди получали государево жалованье, а некоторые дети боярские (Мачехины, Голохвастовы и другие) и новокрещены — еще поместья и земли за службу. Стрельцам давались земельные наделы по возможности вблизи города. Так, стрельцы Пашка Дюков «с братией» владели «поляной за Сиком речкою», и сейчас на том месте деревня Дюково.

Посадские люди и стрельцы занимались ремеслами, торговлей, а также скотоводством и хлебопашеством. Пашни и сенокосы посадские люди брали на оброк и аренду у воевод и земских старост, а выгоны имелись на земле около города.

В поминальной книге «Синодик Уржумского Троицкого собора» конца 17 века в числе других упоминаются уржумские и казанские посадские два садовника, иконописец и иконник (пишущий и продающий иконы) торговый человек москвитин и даже представители крупного московского купечества — именитый гость Шустов и два купца гостиной сотни.

В 1680-е годы Уржум появляется на западноевропейских картах, например, в атласе Ф. де Вита, выпущенном в Амстердаме.

В административном отношении со дня основания Уржум с уездом входил в состав Казанского края, подчиняясь приказу Казанского дворца. По городской реформе 1708 года он был отнесен к Казанской губернии. При образовании Вятского наместничества в 1780 году город был передан этому наместничеству, преобразованному в 1797 году в губернию. В 1781 году был утвержден герб города (в голубом поле дикий гусь).

Известный путешественник капитан Н. П. Рычков, посетивший Уржум в 1770 году, писал:

«В Уржуме три каменных церкви, до 300 обывательских домов и несколько лавок, в которых продают разную крестьянскую рухлядь. Жители его — пахотные, солдаты, черносошные купцы и часть инвалидной команды, поселенной слободкой на полуденном конце города.

В Уржуме существует воеводское правление, которому подведомственно 12 тысяч душ русских ясашных крестьян и марийцев».

По данным 4-й ревизии 1782 года, Уржум насчитывал 774 жителя, в том числе 25 купцов, 13 из них были из крестьян. В городе начинает развиваться местная промышленность — появляются небольшие заводы по обработке местного сырья. В 1782 году здесь возник первый в этом крае лесопильный завод. Уржумский предприниматель Терентий Полстовалов с братом Андреем закупали дрова, строевой и крупный лес и отправляли в Астрахань. На своем кожевенном заводе он выделывал красную и черную юфть, которую отправлял для продажи в Оренбург. Откуп вина держал коломенский именитый гражданин И. Мещанинов. 

Перед реформой 1861 года в Уржуме было уже около двух тысяч жителей. На плане 1856 года показаны 17 улиц и 4 переулка. Мещане и крестьяне занимались разведением скота, сеяли рожь и овес на городской пашенной земле, отдаваемой с торгов по участкам. В Уржумке вылавливали до 100 пудов рыбы в год. Насчитывалось до 300 ремесленников и промышленников, из них 190 мастеров, 50 рабочих и 60 учеников. Больше всего было лиц, изготавливавших одежду и обувь, а также продукты. Имелось 20 извозчиков и 22 бурлака. Торговля шла в лавках и ларьках, по воскресениям и в праздничные дни на площадях устраивались базары.

После отмены крепостного права в городе возникает целый ряд небольших заводов с примитивной техникой и тяжелым ручным трудом. В начале 20 века в Уржуме было два кожевенных, казенный водочный, мыловаренный, лесопильный заводы, валяно-сапожное заведение и мельница. Уржумские лесопромышленники наживали миллионные состояния на вырубке леса и громадных лесных дачах, его сплаве. Торговля значительно оживлялась во время базаров и на Белорецкой ярмарке. Предметами торговли были мануфактура, бакалейные и колониальные товары, вина, кожа, меха, шерсть, куделя, мука, хлеб и кустарные изделия. А с пристаней по Уржумке отправлялись сотни пудов зерна, муки, крупы и льняного семени в Рыбинск, Петербург, Ярославль, Казань, Нижний Новгород. Из Рыбинска часть уржумского хлеба отправлялась в Архангельск для экспорта за границу.

В географии Вятской губернии Уржум начала 20 века описывается так: «В городе пять церквей. Главная улица почти сплошь застроена каменными домами и обсажена деревьями. Остальная часть города имеет простой, почти сельский вид: небольшие деревянные домики, длинные досчатые заборы, а то и плетни, пустынные улицы, заросшие травой. Вдоль берега речки Уржумки длинной узкой полосой тянется жиденький общественный садик» (открыт в 1868 году).

Несколько слов об архитектуре. В 1647 году в Уржуме была выстроена деревянная крепость, окруженная валом и рвом. К концу 18 века эта крепость обветшала и сгнила, сохранился лишь вал, который был нанесен на план города в 1784 году.

По свидетельству краеведа Н. Б. Пентиной, каменных  построек 18 века в городе не сохранилось. Самой древней постройкой  этого века был собор на площади недалеко от реки. Ныне здесь городской сад. Этот собор разобрали в 1810 -1811 годах, вместо него в 1811 — 1820 годах был выстроен другой, в дальнейшем уступивший место третьему — новому — Троицкому собору (освящен в 1900 году; главным строителем был купец С. И. Стародубцев).

Самым древним каменным зданием в городе является колокольня начала 19 века перед Троицким собором.

Точные даты постройки имеют еще два здания первой половины 19 века — это бывшие Казанская и Воскресенская церкви.

Казанская церковь (в ней, как и «положено» при социализме, размещен райпищекомбинат) была центром нижней части города. Построенная в 1835 году, когда классицизм уже уступил место другим веяниям в архитектуре, она все же имела еще черты, характерные для этого направления. К сожалению, детали ныне не сохранились. В разработке проекта этой церкви участвовали архитекторы Петербургской комиссии проектов и смет А. Мельников и Висконти-второй, которыми была использована работа И. Шарлеманя «Собрание планов, фасадов и профилей для строения каменных церквей» 1824 года издания.

Воскресенская церковь перестраивалась в 1845 году и в 1950-е годы. От ее прежнего облика остались трехчастная апсида с востока и часть крыльца с запада, а стены здания уже не дают представления о том, как они выглядели 100 лет тому назад.

Строительство каменных гражданских сооружений в первой половине 19 века шло медленно. Первый каменный жилой дом был построен в 1815 году. Был он очень маленький, всего три окна на улицу. Для купечества и жителей, имевших капитал, для каменного строительства были отведены кварталы по Воскресенской (ныне Советской) улице вблизи собора.

Старые дома в Уржуме разбросаны и каждый по-своему интересен, особенно этим отличается улица Советская. Она застроена каменными домами в основном во второй половине 19 века и первом десятилетии 20 века, и по существу является ансамблем, характеризующим творчество вятских архитекторов. Оригинален дом Л. П. Матвеева со львами на воротах, построенный в конце 1840-х или в начале 1850-х годов, который несет отзвуки классического стиля: на втором этаже оба фасада украшают четыре полуколонны на рустованных опорах, над окнами есть небольшие карнизы. Угол дома, выходящий на улицу Советскую, закруглен и украшен балконом. Хозяин этого дома редко жил в нем, для него было оставлено несколько комнат. Низ дома был отдан под квартиры, а вверху после 1900 года помещались младшие классы гимназии, а еще ранее — прогимназии (теперь — медучилище).

Вписались в улицы города и характерны для него здания нынешней средней школы №1 имени В. И. Ленина и больничного комплекса в начале улицы Советской — бывшее помещение земской управы. Характерной их особенностью является выполнение стен из неоштукатуренного кирпича, — стиль, который распространился в России в конце 19 века и имел большое практическое значение для земских учреждений; здания не требовали частых ремонтов.

На здании средней школы №1 памятные доски напоминают о том, что здесь с 1913 по 1920 год учился выдающийся советский поэт Н. А. Заболоцкий, в 1938 — 1941 годах — Герой Советского Союза Л. И. Рокин, а в годы войны был эвакогоспиталь.

Историческими местами города являются прежде всего здания, связанные с жизнью соратника В. И. Ленина, революционера С. М. Кирова. Памятные доски установлены на стенах домов: по улице Кирова, 72, где в 1886 году родился Сергей Миронович, по улице Советской, 1, — здании бывшего приюта, где он воспитывался, по улице Советской, 20, где он учился первые годы, по улице Кирова, 69, где в городском училище он продолжал учебу, по улице Елкина, 24 (дом Симахина) и улица Кирова, 104 (дом Курочкиной), где жили политссыльные, у которых он бывал. В саду музея С. М. Кирова сохранилась баня Самарцевых, где С. Костриков и А. Самарцев печатали на гектографе листовки. В этом саду установлен скульптурный памятник «Юный Киров за печатанием листовок» — лучшая работа талантливого уржумского скульптора А. В. Винокуровой, демонстрировавшаяся в 1939 году на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.

Напротив музея и средней школы №3 до 1986 года возвышался памятник С. М. Кирову работы ленинградского скульптора З. М. Виленского, а сейчас — памятник, изготовленный на ленинградском заводе «Монументскульптура» по проекту ленинградского скульптора Б. А. Пленкина и кировского архитектора  И. М. Синицы. 

По генеральному плану развития города до 2010 года, разработанному группой специалистов института «Кировгипрогорсельстрой», определена историческая часть города, которую предстоит реставрировать и сохранять как памятник истории и культуры. Выделена зона ограниченной застройки, в которой строительство будет вестись лишь выборочно за счет сноса ветхих, полностью изношенных зданий. Определены зоны перспективной, в основном жилищной застройки, зоны развития промышленных предприятий, отдыха и досуга людей, в центре которых будет находиться городской парк. В перспективе эту зону предполагается расширить вдоль реки Уржумки вверх и вниз по течению за счет частичного сноса старых и ветхих строений и благоустройства набережной.

Известный краевед Е. Д. Петряев писал, что, пожалуй, ни в одном из городов нашей области не было таких давних и прочных культурных традиции, как в Уржуме.

Действительно, еще древние марийцы слагали песни о своих героях — лужавуйах, переложенные впоследствии в своеобразные обрядовые молитвы, переходившие из поколения в поколение.

Культурными людьми были основатель города и первый воевода Головин, сосланный в 1627 году подьячий Посольского приказа А. Шахов. Уржумский дворянин С. Д. Голохвастов участвовал в работе земского собора в 1648 — 1649 годах. В эти годы известны имена уржумских грамотеев подьячих съезжей избы И. Воронина и В. Федорова, площадного подьячего Ф. Некрасова, таможенного подьячего Б. Тотменина, попов Воскресенской церкви Евстигнея и Михаила Ивановых. Кстати, духовные пастыри вплоть до 19 века обучали грамоте и своих детей, и детей прихожан.

Культурные традиции в городе продолжали развиваться в начале  19 века. Здесь, например, выписывали журнал «Иртыш, превращающийся в «Иппокрену» — первенец сибирской журналистики, другие издания. Своеобразным культурным центром города был дом семьи приехавшего на службу в Россию голландца из беглых французских гугенотов Исайя Депрейса, в дальнейшем состоявшей в дальнем родстве с семьей Л. Н. Толстого. Свою лепту внесли и развитые культуры и жившие в городе военно-пленные офицеры — французы и итальянцы.

В 1808 году в семье уржумского священника родился И. А. Раевич — автор двух книг стихов и прозы. Оценку его последней книги дал великий русский критик В. Г. Белинский, именно в этой рецензии впервые высказавший волновавшую его тогда философскую идею о разумной действительности. В доме Н. И. Греча, у которого И. А. Раевич состоял секретарем, последнему довелось встречать и слушать и Глинку, и Пушкина. Мечтавший о лучшей доле для «господских людей», он кончил жизнь в Шлиссельбургской крепости.

В семье священника родился в 1835 году А. И. Верещагин — крупный исследователь Вятского края.

В этом же, 1835 году в Уржуме было открыто приходское одноклассное училище. Уездным врачом тогда работал К. И. Доброходов, написавший «Медико-топографическое описание Вятской губернии», в том числе и Уржумского уезда.

Четырьмя годами позже в Уржуме открывается уездное трехклассное училище, дом для которого пожертвовал купец П. Матвеев, ранее даровавший пять тысяч рублей на строительство Вятской гимназии. Русский язык в училище преподавал Н. К. Кант, окончивший Казанский университет.

В 1850 году Уржум посетил М. Е. Салтыков — чиновник для особых поручений при вятском губернаторе. В городской тюрьме он выслушал горячую исповедь врача-литератора И. В. Георгиевского, который в какой-то мере послужил великому писателю прототипом Перегоренского в его знаменитых «Губернских очерках».

Первые годы после отмены крепостного права. В обществе — оживление и надежды. В Уржуме появились первые уличные фонари. Отмечается столетие со дня смерти Ломоносова. Местные театралы поставили четыре водевиля и комедию А. Островского «Не в свои сани не садись». В доме купца Матвеева состоялось первое заседание Уржумской земской управы…

С первых шагов своей деятельности уржумское земство стало очень внимательно относиться к вопросам народного образования, за что было отмечено Московским обществом сельского хозяйства серебряной медалью.

Первые земские больницы, врачи в них — цвет тогдашней интеллигенции: подвижники, просветители, революционеры. Борясь с тифом, умер на своем посту А. С. Драверт — дядя известного советского академика и поэта П. Л. Драверта. Верным делу отца стал сын — С. А. Драверт, родившийся в Уржуме. Он оставил о себе память как о выдающемся хирурге и педагоге, создавшем в Кировской области целую школу врачей-гинекологов.

Смерть от тифа постигла и молодого врача, отца известного уржумского краеведа Н. Н. Арбузовой Н. С. Арбузова. Умер после тюрьмы «нечаевец» врач В. А. Спасский. Его брат  П. А, Спасский положил начало известной уржумской семье, из которой вышли врачи, музыканты, педагоги.

Более 33 тысяч операции сделал за 53 года работы в Уржуме хирург В. В. Самборский. По стопам отца пошла его дочь Наталья Васильевна, а сын Игорь Васильевич, окончивший Ленинградский химико-технологический институт, стал автором многочисленных научных трудов и изобретений. Патенты ему выданы в Англии и ФРГ.

В 1868 году в земстве начал службу агроном и статистик, автор «Исследования экономического быта населения Северной части Вятской губернии» В. Я. Заволжский. В этом году в уезде была организована земская почта, в обращении появились марки этой почты с гербом Уржума.

На следующий год в городе появилась настоящая книжная торговля. Земские деятели Л. П. Матвеев и А. А. Чернов объединили свои книжные собрания и добились разрешения на открытие библиотеки-читальни. Дело пошло успешно. Это встревожило боявшихся вольнодумства отцов города, и библиотеку закрыли.

В 1872 году в Уржуме открылся склад для продажи книг, один из первых в России. Наряду с произведениями классиков русской литературы в нем была и «Азбука-копейка» известного просветителя и книгоиздателя Ф. Ф. Павленкова, отбывавшего в это время ссылку в Вятке. Книга получила почетный отзыв на Венской всемирной выставке, но царские власти увидели в ней подкоп под основы религии и изъяли из школ и народных библиотек. При складе была открыта публичная учительская библиотека.

В 1877 году в Петербурге вышел первый номер журнала «Вятская незабудка», изданного Ф. Ф. Павленковым. В нем, по мнению профессора КГПИ Н. П. Изергиной, принимали участие и уржумцы — друг Павленкова В. Я. Заволжский, секретарь уездной земской управы Н. И. Вершинин и поэт-самородок из села Лопьяла — родины Николая Михайловича и Виктора Михайловича Васнецовых — А. П. Грудцын. 

В конце 19 — начале 20 века в Уржуме и пригородных селах и деревнях родились академик, заслуженный деятель науки РСФСР, лауреат Государственной премии А. Д. Сперанский, профессора Ленинградского университета братья Г. Е. и С. Е. Рудашевские, историк С. В. Токарев, ученый-химик, бывший редактор КГПИ и Кировского политехнического института П. З. Мосунов, член-корреспондент АН БССР И. И. Саламатов, заведующий кафедрой Московского энергетического института, автор «Краткого учебника химии» для технических вузов С. Я. Стародубцев, кандидат сельскохозяйственных наук, выведший породу свиней «уржумскую», М. Н. Лапшин, скульптор А. В. Винокурова, мастерица дымковской игрушки, лауреат Государственной премии РСФСР З. В. Пенкина, дважды лауреат Государственной премии 1 степени А. А. Климов. 

В разное время в Уржуме жили первая учительница музыки П. И. Чайковского М. М. Пальчикова-Логинова, известный книгоиздатель А. П. Чарушин, один из организаторов «Вятского книгоиздательского товарищества» Н. П. Ложкин, директор Вятской публичной библиотеки А. П. Луппов, известный советский певец А. В. Новиков, учитель А. С. Грина, знавший А. М. Горького и его молодые годы И. С. Деренков, поэты П. Н. Второв, И. И. Павлов-Рыдаев, первый редактор журнала «Крокодил» К. С. Еремеев, классик белорусской поэзии В. А. Жилка, поэт-сатирик, журналист и художник Е. П. Замятин. Уржумское реальное училище окончил выдающийся советский поэт Н. А. Заболоцкий. После окончания педучилища начал трудовую деятельность в редакции районной газеты «Кировская искра» поэт, лауреат Государственной премии имени Горького Л. В. Решетников. 

Значительными событиями культурной жизни города советского периода стали создание в 1924 году краеведческого музея при участии Н. А. Заболоцкого и открытие в 1935 году дома-музея С. М. Кирова. 

С 1919 по 1922 год в Уржуме действовала профессиональная оперная труппа под руководством выпускника Московской консерватории А. В. Новикова. 

В 1935 году под руководством артистов Московского театра имени Вахтангова организовался Уржумский колхозный театр, который за период своего существования — с 1935 по 1952 годы — осуществил полторы сотни постановок, сыграл около 4 тысяч спектаклей, обслужив не менее полутора миллионов зрителей, выступал почти на всех районных сценах Кировской области, бывал неоднократно в Удмуртской и Марийской автономных республиках.

После февральской революции в Уржуме стала выходить «Уржумская крестьянская газета». Помимо нее в 1917 году вышло 17 номеров «Известий Уржумского исполнительного комитета». После установления советской власти в Уржуме появилась газета «Голос народа» — орган Уржумского уездного Совета крестьянских, солдатских и рабочих депутатов. В 1919 году было выпущено 35 номеров «Известий Уржумского исполнительного комитета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов» и несколько номеров листка «Неделя просвещения». С 1920 по 1926 годы выходила газета «Красный пахарь» — орган Уржумского укома РКП(б), исполкома и упрофбюро.

1 сентября 1930 года вышел первый номер районной газеты «За коллективизацию». А 22 августа 1935 года читатели вместо газеты «За коллективизацию» получили газету под названием «Кировская искра».

 

Дата истории. 

 

1554 год — первое упоминание в летописи об Уржуме.

1584 год — Уржум становится русской крепостью.

1611 — 1612 годы — уржумцы участвуют в ополчении против поляков.

1708 год — Уржум включен в состав Казанской губернии.

1780 год — Уржум передан Вятскому наместничеству.

1781 год — утвержден герб Уржума.

1782 год — в Уржуме появилось первое промышленное предприятие — лесопильный завод.

1835 год — построена Казанская церковь. Родился историк А. С. Верещагин. Открыто приходское одноклассное училище.

1839 год — открылось уездное трехклассное училище.

1845 год — построена Воскресенская церковь.

1850 год — Уржум посетил М. Е. Салтыков, чиновник для особых поручений при вятском губернаторе.

1871 год — открылась женская прогимназия.

1886 — 1904 годы — в Уржуме жил С. М. Костриков (Киров).

1913 — 1920 годы — в Уржуме жил выдающийся русский поэт Н. А. Заболоцкий.

1917 год — стала выходить «Уржумская крестьянская газета».

1924 год — открылся краеведческий музей.

1935 год — открылся дом-музей С. М. Кирова.

 

(В. А. Ситников, Н. И. Перминова и другие «Энциклопедия Земли Вятской» Т 1. Города. Киров. 1994.).

Об авторе

admin administrator

Кировская область, Свечинский район, пгт. Свеча

Оставить ответ