В период феодальной раздробленности Русь, оставалась крупной европейской страной, не имела единой государственной власти, которая вела бы общую для всей страны внешнюю политику. В середине 12 века русские князья вступили в союзные отношения с государствами, которые входили во взаимно враждебные коалиции.
Тем не менее наиболее крупные русские княжества оказывали существенное влияние на судьбы соседних стран. Еще в 1091 году, когда Византия искала всюду помощи против тюрок-сельджуков и печенегов, она получила военную поддержку от князя галицкого Василько. Вообще же русские князья занимали по отношению к церковному центру православия — Византии гораздо более независимую позицию, чем другие европейские государства по отношению к центру католичества — Риму.
Папская курия стремилась вовлечь Русь в орбиту своей политики, но наиболее дальновидные папские эмиссары уже тогда видели несбыточность этих надежд. Так, на запрос одного из идеологов воинствующего католицизма — Бернара Клервосского о возможности внедрения на Руси католичества краковский епископ Матвей в середине 12 века писал, что «русский народ, своей многочисленностью подобный звездам, не желает сообразоваться ни с латинской, ни с греческой церковью».
Русские князья активно вмешивались в международные отношения своего времени. Владимиро-Суздальские и союзные им галицкие князья поддерживали дипломатические отношения с Византией, а их противники — волынские князья — с Венгрией. Войско галицких князей содействовало укреплению Второго Болгарского царства и помогло в начале 12 века болгарскому царю Ивану Асеню Второму вернуть престол. Русские князья способствовали усилению позиции мазовецких князей в Польше. Позже мазовецкие князья некоторое время находились в вассальной зависимости от Руси.
Отдельные княжества Руси располагали значительными вооруженными силами, которые сумели отбить, а частично и подчинить половцев. Правители Византии, Венгрии, Польши, Германии и других стран стремились к династическим связям с русскими князьями, особенно с сильнейшими из них — владимиро-суздальскими и галицко-волынскими. Слухи о сокровищах Руси поражали воображение средневековых хронистов Франции, Германии и Англии.
Русские путешественники побывали в разных странах. Так, новгородский боярин Добрыня Ядрейкович посетил в начале 13 века Византию. Он оставил интересное описание достопримечательностей страны. Черниговский игумен Даниил побывал в Палестине и также описал свое путешествие, совершенное вскоре после первого крестового похода. Летописи и другие памятники показывают хорошую осведомленность русских людей о ряде стран Европы и Азии.
Тем не менее международное положение Руси в период феодальной раздробленности значительно ухудшилось. Это отмечали современники-публицисты. В «Слове о погибели Русской земли», созданном в первой половине 13 века, описывается красота и богатство Руси и в то же время с тревогой говорится об ослаблении ее международного значения. Прошли те времена, когда государи соседних стран трепетали от одного имени Руси, когда византийский император, опасаясь киевского великого князя, «великий дары посылал к нему», когда немецкие рыцари радовались, что они находятся далеко «за синим морем».
Ослаблению внешнеполитического положения Руси, сокращению ее территории способствовали феодальные распри князей, которые не прекращались даже тогда, когда в страну вторглись враги. Кочевники-половцы, заняв Северное Причерноморье, совершали опустошительные набеги на южные русские земли, уводили в плен и продавали в рабство русское население. Они подрывали торговые и политические связи Руси с Причерноморьем и странами Востока. Это привело к утрате Русью ее владений на Северном Кавказе, а также к потере Таманского полуострова и части Крыма, захваченных Византией. На западе венгерские феодалы захватили Карпатскую Русь. В Прибалтике земли латышей и эстонцев попали под удар немецких и датских феодалов, а земли финнов и карел — под удар шведских. В 13 веке монгольское нашествие привело к завоеванию, разорению и расчленению самой Руси.
Об авторе