Мы не станем говорить о частной жизни богатых купцов. Они живут, как говорится, более или менее на дворянскую ногу. Скажем о домашней жизни, общественных отношениях и разных обычаях в мещанстве.
Общественная жизнь нашего мещанина или купца средней руки довольно проста, и сохранила кое-что из старины минувшей. Так, например, и поныне единственным развлечением девицы служит посещение церкви, да и то, по милости своих строгих родителей, довольно редкое. В этом случае их матушки обыкновенно держатся старой пословицы: «что видно, то по медяно, а что не видно, то золото». Матери водят своих дочерей в церковь не иначе, как только с собой, и то в известные главные и многолюдные праздники в году, каковы: Николин день, Рождество, Пасха, Троицын день, Все Святые (в заговенье перед Петровым постом) и приезд (в первых числах сентября по случаю прихода святых икон из города Вятки). По причине такого редкого бывания в храме Божием затворницы девицы ждут этих праздников с особенным каким-то желанием и нетерпением, а в особенности Троицына дня и Всех Святых, которые приносят им столько радости и веселья. А как Все Святые есть престольный праздник кладбищенской церкви в Котельниче, то многие из городских жителей накануне этого праздника приходят туда как ко всенощной, а в самый праздник — к обедне, и если в то время бывает хорошая и ясная погода, то заботливые матушки берут с собою еще и своих дочек, которых наряжают как можно лучше с намерением показать их женихам, которых бывает там, чтобы тоже высматривать себе невест, очень много. Вообще этот праздник для здешних мещанских женихов и невест доставляет немалые удовольствия и выгоды, потому что нередко случается, что кто-либо из женихов, побывав в этот день на кладбище, тут же выбирает себе в подруги жизни первую приглянувшуюся девицу, вследствие чего между тем и другим семейством затевается сватовство, а затем и свадьба. От этого-то между жителями нашего города составилась поговорка: «приведи-ка Бог для старушек праздничка Всех Святых тепленького и хорошенького, а для девушек — женишков миленьких и пригоженьких».
Вечером того дня, в который празднуется Всем Святым, между девушками составляются хороводы и разные игры, и притом в гораздо большем виде, чем в Троицын день. Главным местом для игр и хороводов в это время бывает деревня Шильниковская, находящаяся на северо-восточном конце города, куда городские девицы сходятся, впрочем, не иначе, как по приглашению какого-либо семейного деда из той деревни. В здешних хороводах и разных играх девичьих молодые парни нисколько не участвуют; в этом случае они и сами составляют отдельные какие-нибудь игры или просто смотрят на игры девиц.
О Рождестве с дозволения городничего составляются открытые игрища, на которые, как и везде, собирается обыкновенно большое число мещанских девиц для песен и пляски.
И на рождественских сходбищах, как и на летних хороводах, молодые парни не принимают почти никакого участия в играх девиц. Если в комнате остается свободное место и сам хозяин пригласит известных ему молодых людей, то в этом случае они могут войти и играть в карты или как-нибудь иначе, но только между собой. Обыкновенная игра между ними бывает в три листа (на лодыжки ли на деньги), или, как они выражаются, «в три листка с доходцом». На игрища собирается много и неизвестного народа, особенно простых баб и парней, но они приходят по большей части только затем, чтобы посмотреть на игры девушек, и потом отправляются с той же целью на какое-нибудь другое игрище. Место, откуда смотрят на игры эти прихожие люди, бывает постоянно около самых дверей (в куте).
Кроме открытых игрищ, девушки о Рождестве запросто собираются к своим родным поиграть в жмачки (жмурки), в жгутики и другие рождественские игры. На этих собраниях, имеющих семейный характер, девицам дозволяется играть и вместе с молодыми людьми, но, разумеется, под надзором своих строгих матушек, стерегущих за молодежью, чтобы не было с ее стороны каких-нибудь дерзких выходок. На этих семейных собраниях между играющими допускается некоторая вольность, как, например, в песнях своих девицы могут припевать имена тех молодых людей, которые находятся в игре с ними. Как открытые игрища, так и семейные святочные собрания, делаемые в мещанском кругу, продолжаются не далее Крещения.
Между бедными горожанами водятся о Рождестве так называемые «ссыпщины» или вечеринки, составляемые на общий счет между несколькими знакомыми семействами. Чтобы справить такую вечеринку, для этого доставляют в известный дом разных съестных припасов, как-то: муки, солода хмеля, петухов и прочего. К назначенному дню хозяйка дома приготовляет из этих припасов угощение для тех семейств, которые приняли участие в ссыпщине. Ссыпщины проводятся так же весело и шумно, как и все святочные собрания.
В самое Рождество между мальчишками еще и по сию пору соблюдается обычай ходить после заутрени славить Христа, а на Новый год вечером кликать коляду (колядовать). Последний обычай соблюдается не одними мальчиками, но и взрослыми мужчинами. Коляду кличут всегда по нескольку человек вдруг, не входя в дом, а около окошек.
Обыкновенный их припев в этот вечер такой:
Виноградье красно-зеленое!
Ходят ребята колядовщики,
Виноградье красно-зеленое!
Ищут ребята Государева двора,
Виноградье красно-зеленое!
Государевый двор середи Москвы, середи ярмарки,
Виноградье красно-зеленое!
Вокруг Государева двора
Белокаменна стена,
Виноградье красно-зеленое!
Вокруг-то белокаменной стены все тынинки стоят,
Виноградье красно-зеленое!
На каждой-то тынинке по маковке,
Виноградье красно-зеленое!
На каждой-то маковке по крестичку,
Виноградье красно-зеленое!
На каждом-то крестичке по свечушке горит,
Виноградье красно-зеленое!
Еще сам-то государь, как светел месяц светит,
Виноградье красно-зеленое!
А сама-то государыня, как утренняя заря,
Виноградье красно-зеленое!
Милые-то деточки, как часты звездочки,
Виноградье красно-зеленое!
Сам-то государь нам по рублику дарит,
Виноградье красно-зеленое!
А сама-то государыня по полтинушке дает,
Виноградье красно-зеленое!
Малые -то детоньки нам по гривенке дарят,
Виноградье красно-зеленое!
Покатилась колесница вдоль по улице
По пирожки да по шанешки,
Виноградье красно-зеленое!
Кто не даст пирога, разобьем ворота,
Кто не даст кишки, разобьем горшки.
Припев этот списан со слов самих «коледовщиков», как называют их здесь.
В вечер же на Новый год между девицами в простонародье бывают разные гаданья и ворожьбы на счет своих будущих суженых.
Считаем излишним говорить о масленице, которая в нашем городе сопровождается теми же увеселениями и обычаями, какие известны повсюду. Умолчим также и о пасхальном препровождении времени, так как и оно здесь не отличается никакими особенностями против других местностей России — ни в увеселениях, ни в обычаях.
У наших мещан есть обыкновение заводить «супрядки». Супрядки эти заводятся обыкновенно по осеням. Хозяйка известного дома приглашает к себе на супрядку девиц из многих домов. Девушки собираются в назначенный день как можно ранее и притом каждая с своей прялкой (прясницей). Хозяйка предлагает им волокно или пачеси, смотря по тому, какая ей нужна пряжа. Работа весело продолжается целый день до тех пор, пока сама хозяйка не обойдет всех своих добрых гостеек и не поблагодарит лично каждую из них. По окончании трудов составляются между девицами разные игры и пляски, за которыми следует приличное угощение. У иных супрядки делаются так: за несколько времени до супрядки раздают волокно и пачеси по домам. В назначенный день женщины и девицы уже с готовою пряжею собираются к хозяйке, на которую работали, только затем, чтобы попраздновать и попеть песни.
(Глушков И. Е. Котельнич. 19 век. Топографо — статистическое и этнографическое описание г. Котельнича. Исторический очерк. г. Котельнич. Вятский региональный Центр русской культуры. 1999 г.)
Об авторе