Новые явления в русской экономике 17 века нашли отражение в литературе. В среде посадских людей зарождается бытовая повесть.
«Повесть о Горе и Злочастии» описывает мрачную историю молодого человека, потерпевшего неудачу на жизненном пути. «Ино я сам знаю и ведаю, что не класти скарлату без мастера», — восклицает герой, приводя пример из жизни ремесленников и торговцев, знакомых с употреблением скарлата (бархата). Ряд сатирических произведений посвящен осмысливанию отрицательных сторон русской жизни 17 века. В повести о Ерше Ершовиче высмеиваются неправедные приказные суды. Ерша знают и кушают только «бражники и кабацкие голыши», которым не на что купить хорошей рыбы. Главная вина Ерша в том, что он «скопом и заговором» овладел Ростовским озером, — так в повести пародируется статья «Соборного уложения» о выступлениях против правительства. Возникает также едкая сатира на церковные порядки. «Калязинская челобитная» высмеивает лицемерие монахов. Архимандрит гонит нас в церковь, жалуются монахи, а мы в то время «круг ведра (с пивом) без порток в одних свитках в кельях сидим… не поспеть нам… и взвар с пивом ведра испорознить». В «Празднике кабацких ярыжек» находим пародию на церковную службу: «Сподоби, господи, вечер сей без побоев до пьяна напиться нам».
В литературе второй половины 17 века все сильнее сказываются народные элементы: в повестях об Азове, в сказаниях о начале Москвы и так далее. Народные запевы звучат в поэтической повести об Азове, в плаче казаков: «Простите нас, леса темные и дубравы зеленые. Простите нас, поля чистые и тихие заводи. Прости нас, море синее и реки быстрые». В 17 столетии утверждается новый вид литературного произведения — записки, которые получат особенное развитие в следующем веке. Простым и ясным языком написано замечательное произведение основателя раскола — «Житие» протопопа Аввакума, повествующее о его многострадальной жизни.
Учитель царевны Софьи Алексеевны Симеон Полоцкий развернул широкую литературную деятельность как автор многочисленных виршей, драматических произведений, а также учебников, проповедей и богословских трактатов. Для печатания новых книг была создана особая придворная типография у «государя на верху».
Большим культурным событием было появление в России театральных постановок. Русский театр возник при дворе царя Алексея Михайловича. Для него Симеон Полоцкий написал «Комедию притчи о блудном сыне». В ней изображалась история блудного сына, раскаявшегося после распутной жизни и обратно принятого отцом. Для представления в подмосковном царском селе Преображенском выстроили «комедийную храмину». Здесь была разыграна пьеса «Артаксерксово действо» на библейский сюжет. Пьеса чрезвычайно понравилась Алексею Михайловичу, а царский духовник избавил его от сомнений в греховности театра, указав на примеры византийских благочестивых царей, любивших театральные зрелища. Режиссером придворного театра был Грегори, пастор из Немецкой слободы. Вскоре его место занял С. Чижинский, воспитанник Киевской духовной академии (1675 год). В том же году в придворном театре были поставлены балет и две новые комедии: об Адаме и Еве, об Иосифе. Труппа придворного театра насчитывала свыше 70 человек исключительно мужского состава, так как женские роли исполнялись также мужчинами; среди них были и дети — «неискусные и несмышленные отрочата».
Об авторе