Литература конца 15 и в 16 веке

Автор:admin

Литература конца 15 и в 16 веке

Официальные литературные и исторические произведения писались в этот период в приподнято торжественном стиле. Однако все большей степени в русскую письменность вливались элементы живой разговорной речи. По преимуществу на материале актов и юридических документов. В центре Русского государства — Москве складывается близкий к народному язык деловых бумаг. Этот язык проникает в такие литературные произведения, как «Домострой» и челобитные Ивана Пересветова, делая их более доступными для чтения.

В этот период литература значительно обогащается новыми жанрами. Обострение классовых противоречий и политическая борьба в процессе становления самодержавной монархии определили ведущую роль в литературе 16 века публицистических произведений — посланий обсуждавших вопросы правления, памфлетов, челобитных и тому подобное.

Рост национального самосознания в связи с созданием и укреплением единого Русского государства вызывал усиленный интерес к историческому прошлому, а также стремление понять историю Русского государства в рамках всемирной истории.

С конца 15 века в Москве появляется ряд новых летописных памятников, общерусских по своему характеру, составители которых стремились исторически доказать преемственность власти московских великих князей от князей Киевской Руси, а в связи с этим право московских государей на владение всей территорией северо-восточной и юго-западной Руси. Середина 16 века была периодом дальнейшего развития общерусского летописания, создания многотомных летописных сводов, освещавших русскую историю на основе предшествовавших летописей, правительственных документов и переводных византийско-славянских всемирных хроник.

Своеобразной энциклопедией исторических знаний эпохи явился Лицевой свод. Это сочинение, насчитывавшее около 20 тысяч страниц, подробно изучало историю человечества от «сотворения мира» до середины 16 века. Свод получил наименование «лицевого», так как был украшен 16 тысячами превосходных миниатюр. Некоторые из этих иллюстраций написаны легкой прозрачной акварелью и являются выдающимися образцами изобразительного искусства.

В начале 1560-х годов была создана «Степенная книга». В ней освещалась история русского самодержавия не по годам, а в виде восхождения по степеням; вершину (17-ю степень) являло собой самодержавие Ивана Грозного, деятельность которого безмерно восхвалялась.

В 1564 — 1566 -х годах неизвестным русским автором была написана «История о Казанском царстве» от его основания. Особенно подробно описывался последний период существования ханства и взятие Казани русскими войсками, которое изображалось как великая победа. Автор, отличавшийся наблюдательностью и литературным талантом, с большой художественной силой отразил жизнь казанских феодалов, быт и нравы местного населения, положение русских пленных в Казани и тому подобное.

Еще в середине 15 века появились особые исторические сочинения — хронографы, ставившие своей задачей осветить всемирную историю. С начала 16 века составители хронографов преследовали более широкие задачи — определить и подчеркнуть во всемирной истории роль Русского государства. В дошедшем до нас «Хронографе» 1512 года изложение всемирной истории ведется от «сотворения мира». Затем говорится об Ассирийском и Персидском царствах, об Александре Македонском и так далее. Особая глава посвящена «началу царства христианских царей», после которой события русской истории встречаются все чаще. «Хронограф» 1512 года заканчивается повестью о взятии Царьграда турками.

В последующих хронографах еще более заметно стремление показать важную роль, которую играла Россия в мировой истории.

Централизация церковного управления и создание общерусского культа святых выдвигали задачу объединения всех памятников церковной литературы. Эта колоссальная задача была выполнена большим числом писателей, художников и писцов, работавших под руководством митрополита Макария более 20 лет и создавших в 1554 году «Четьи-Миней». Этот труд, состоявший из 12 больших томов, включал в свой состав всю «чтомую» на Руси церковную литературу, переработанную в духе прославления русской земли как единственного центра истинного христианства.

Более разнообразной и богатой по содержанию становится художественная литература. На ее развитии благотворно сказалось расширение политического и культурного общения России с другими странами. Так, в результате развития связей с Молдавией и Валахией возникла «Повесть о Мутьянском воеводе Дракуле», главный герой которой ставил своей целью искоренение зла и восстановление правды. С установлением отношений с Грузией связано появление повести о грузинской царице Динара. В основе повести лежала легенда о царице Тамаре.

Обострение классовой борьбы в стране, вызванное усилением феодального гнета, повысило в литературе интерес к положению народных масс и, в частности, к крестьянскому вопросу. Отдельные представители господствующего класса считали чрезвычайно опасными неограниченный  произвол феодальных господ по отношению к крестьянству и злоупотребления кормленщиков. Эти настроения нашли свое отражение у одного из крупнейших публицистов середины 16 века — Ермолая — Еразма, выступившего с осуждением чрезмерной тяжести феодальных повинностей, особенно денежных, и всякого рода злоупотреблений. Ермолай — Еразм признавал необходимым сохранение крепостнических отношений. Но, утверждая, что труд крестьян является основой общественной жизни, призывал улучшить положение «простых людей» путем замены всех повинностей единым натуральным оброком в размере пятой части урожая.

Своеобразным литературным произведением, рисующим быт богатого купеческого дома, является «Домострой», представлявший собой свод правил поведения в сфере религиозной, государственно-общественной и семейной. Созданный в конце 15 века в среде богатого новгородского боярства и купечества, «Домострой» был в середине 16 века переработан протопопом Сильвестром, который стремился пронизать все произведение идеей неограниченной власти мужа и отца в семье. Регламентируя поведение человека, «Домострой» в мельчайших деталях рисует положительный, с точки зрения автора, религиозный, нравственный и бытовой уклад, которому должна следовать семья, возглавляемая домовладыкой.

Для местной литературы этого времени характерно проникновение в нее патриотических мотивов и выход за пределы узких рамок местной обособленности. Примером может служить замечательная «Повесть о прихождении Стефана Батория на град Псков». Написанная патриотом-псковичом по свежим следам героической обороны Пскова 1581 — 1582 годы, она с гордостью изображала горячую любовь русских людей к своей земле, их героизм и отвагу в борьбе с иноземными врагами. Наоборот, перебежчики в стан врага — бояре во главе с Курбским сурово осуждаются автором как «богомерзкие христоненависцы».

Об авторе

admin administrator

Кировская область, Свечинский район, пгт. Свеча

Оставить ответ