Menu

Иван Пересветов

0 Comments

Начало реформы вызвало к жизни целый ряд предложений о дальнейших путях государственных преобразований. С предложениями выступали видные политические мыслители того времени. Осенью 1549 года Ивану Четвертому подал свои сочинения, изложенные в виде челобитных и сказаний о взятии Константинополя турками, Иван Семенович Пересветов — выходец из русских земель, находившихся в составе Великого княжества Литовского. Проведя первую половину своей жизни на военной службе в Польше, Венгрии и Чехии, Пересветов около 1538 — 1539 годов попал на Русь, где долгое время испытывал всевозможные притеснения от всесильных бояр. Проекты реформ, предложенные им в своих сочинениях, отражали интересы растущего дворянства и были направлены к укреплению самодержавия и ограничению боярского самовластия. Ссылаясь на пагубный пример засилья вельмож при дворе последнего византийского императора Константина, публицист советует царю держать бояр в повиновении и возвышать «воинников» не по их происхождению, а по воинским заслугам. Путем централизации суда и финансов, введением постоянного денежного жалования «воинникам» и другими мероприятиями должна быть обеспечена активная внешняя политика России и прежде всего присоединение «подрайской землицы», то есть Казани. Пересветов особенно подчеркивал, что на Русское государство с надеждой смотрят порабощенные славянские народы, ожидающие от России помощи в деле их освобождения от турецкого ига.

Оставаясь в целом идеологом дворянства, Пересветов в своих социальных и философских воззрениях выходил за рамки дворянской ограниченности. Подобно Матвею Башкину, он восставал против холопства и кабальной зависимости, считая, что в стране, где существует «порабощение» неизбежно совершается «всякое зло». Пересветов придавал огромное значение «книгам» и «мудрости», которыми должен руководствоваться монарх при проведении преобразований. В его представлении высшим критерием деятельности людей является «правда», а не «вера». По глубине и широте воззрений Пересветов занимает заметное место в мировой общественно-политической мысли 16 века среди таких теоретиков сильной монархической власти, как Жан Боден, Макиавелли, Андрей Фрыч Моджевский и другие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *