В июне 1931 года В. Ильенков и Ф. Панферов опубликовали очерк «Котлован победы» о строительстве Кузнецкого металлургического комбината. Очерк заканчивался рассказом одного из землекопов о том, как в начале работ он застал здесь «мертвое затишье болот, гнилой ржавой воды и осоки». Спустя год все преобразилось: «сегодняшний день» стройки, «расцвеченный прожекторами и фарами грузовиков, гремит, грохочет, побеждая прошлое тысячами кубометров бетона, железными сплетениями арматуры, напряженным трудом 24 тысяч людей, строящих город металла».
Гигант отечественной индустрии возводился именно на энтузиазме, потому что хлебный паек не мог быть материальным стимулом к труду. Настроение участников стройки выражено в стихотворении В. Маяковского «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка».
Темно свинцовоночие,
и дождик толст,
как жгут,
сидят
в грязи
рабочие,
сидят,
лучину жгут.
Сливеют
губы
с холода,
Но губы
шепчут в лад:
«Через четыре
года
здесь
будет
город-сад!»
«Оптимальный» вариант первого пятилетнего плана был на самом деле максимальным, но руководство страны в качестве «важнейшей народно-хозяйственной задачи» поставило перед всеми партийными, профсоюзными и общественными организациями цель увеличить выплавку чугуна с 10 до 17 миллионов тон.
По существу, дополнительное увеличение задания пятилетки на 7 миллионов тон чугуна за три года было равноценно заданию полностью завершить строительство, а также запустить в эксплуатацию 7 Кузнецких или Запорожских металлургических заводов с проектной мощностью в 1 миллион тон чугуна в год (или 3 Магнитогорских комбината с проектной мощностью 2,5 миллиона тон).
Однако реальное положение дел на строительстве Кузнецкого, Запорожского и Магнитогорского заводов в конце 1929 года свидетельствовало о том, что для их пуска потребуется гораздо больше времени и сил, чем предполагалось. Чтобы в 1932/33 году получить 17 миллионов тон чугуна, эти заводы должны были полностью войти в строй в 1931/32 году.
В действительности строившиеся заводы не могли быть полностью пущены в эксплуатацию в конце первой пятилетки. Хотя первые плавки в домнах Магнитки и в Кузнецке были получены в 1932 году, проектной мощности эти предприятия достигли к 1936 году. В 1932 году было выплавлено 6,2 миллиона тон чугуна, тогда как «отправной вариант» предусматривал получение 8 миллионов тонн.
Сталинский «большой скачок» в металлургии, как и в других отраслях промышленности, привел к дезорганизации промышленного строительства и осложнению экономической ситуации в стране. О пределах возможного роста как экономики в целом, так и отдельных ее отраслей говорилось в статье Н. И. Бухарина «Заметки экономиста», опубликованной в газете «Правда» 30 сентября 1928 года. Автор настаивал на том, чтобы программа капитального строительства изначально была рассчитана на «реальные балки и железо, а не на эфемерные и воображаемые».
Несмотря на то что задания первой пятилетки не были выполнены, в 1928 — 1932 годах был сделан значительный шаг в области индустриализации страны. Производство продукции тяжелой промышленности выросло в 2,8 раза (машиностроения — в 4 раза). Начали действовать Днепрогэс, Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, крупные угольные шахты в Донбассе и Кузбассе, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Московский и Горьковский автозаводы, открылось движение на Туркестано-Сибирской железной дороге.
Об авторе