Menu

История развития города Зуевка

0 Comments

Населенный пункт на месте современного города возник в 1898 году в связи со строительством железной дороги Пермь — Вятка — Котлас. С 1929 года Зуевка становится районным центром, в 1944 году получает статус города.

Расположен в восточной части области в нескольких километрах от реки Чепцы (крупнейший приток реки Вятки). Расстояние до областного центра по железной дороге — 105 километров.

Население — 16,0 тысяч человек (1993 год).

Дорогу Пермь — Котлас тянули, чтобы соединить центральные районы России с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком. При проектировании станции на этой дороге обычно привязывали к уже обжитым населенным пунктам.

В то время на реках Косе и Кордяге работали небольшие бумажные фабрики, необходимые материалы для которых доставлялись по воде на шитиках и плоскодонках. Тем же путем, из притоков в Чепцу, а затем в Вятку сплавлялась готовая продукция. Фабрикантов вполне устраивало такое положение, оно позволяло держать в руках рабочих, отрезанных от внешнего мира. Поэтому их не обрадовало известие о том, что в районе расположения их фабрик будет строиться станция. Это грозило и утечкой рабочей силы, так как на железной дороге платили в несколько раз больше.

Фабриканты Платунов и Рязанцев не поскупились на взятки, чтобы склонить на свою сторону инженера, руководившего изыскательскими работами. Тот оказался сговорчивым и спроектировал станцию почти посередине между Кордягой и Косой, в безлюдном болотистом месте, заросшем мелким лесом и кустарником. Самым близким населенным пунктом от станции была деревня Зуи, отсюда и пошло название нового поселка, возникшего в 1898 году, — Зуевка.

Станционный поселок с самого начала отличался непролазной грязью. Первые два десятилетия он почти не рос, да и не было нужды: в сутки через станцию проходило всего несколько поездов.

Пенсионерка С. И. Никулина вспоминает: 

«Мои родители приехали в Зуевку, когда в поселке было построено всего два жилых дома у паровозного депо. Папа работал машинистом. Поезда шли медленно. Были случаи — пассажир просил билет до какого-то села, а там нет остановки. Кассир говорит: «А вы попросите машиниста, он вам остановит поезд где надо…» Или, бывало, просит бригада: «Иван Иванович, остановите поезд, пожалуйста, вон — березки хорошие, веничков бы наломать!» Иногда причиной незапланированных остановок были грибные места. И бригада, и все пассажиры бежали в перелески, а потом собирались по гудку паровоза….»

Продолжительное время поселок не имел своих органов управления и административно подчинялся Сезеневскому волостному правлению. Но к двадцатым годам стало явным несоответствие того, что более крупный пристанционный поселок находится в подчинении у небольшого села, расположенного в 10 километрах от железной дороги. Местные железнодорожники не раз обращались в Слободской уездный исполком, чтобы решить этот вопрос. И вот в марте 1921 года была получена долгожданная инструкция, 24 пункта которой регламентировали выборы Зуевского поселкового Совета. Выборы состоялись 20 мая того же года, в них приняло участие 1500 человек. В поселковый Совет было избрано 30 депутатов. Зуевка стала самостоятельной.

Народное хозяйство страны начало наращивать темпы в 20 — 30-х годах. В связи с этим увеличился поток товарных и пассажирских поездов, проходящих через станцию. Рос и поселок. В 1929 году Зуевка становится районным центром, в состав которого вошли ряд волостей Слободского, Вятского и Глазовского уездов. Район в то время входил в Вятский округ Нижегородского края.

Высокий трудовой подъем у зуевчан отмечается в годы первых пятилеток. Паровозные бригады, возглавляемые машинистами А. К. Дерендяевым и Н. М. Овчинниковым, в 1932 году добились звания лучших по результатам всесоюзного конкурса.

Спустя три года передовые железнодорожники развернули соревнование в поддержку стахановского движения за высокопроизводительное использование техники, лучшую организацию труда, пересмотр норм выработки в сторону увеличения. Первыми зуевскими последователями П. Ф. Кривоноса были машинисты В. Чирков, С. Широков, П. Масленников, А. Зырянов и другие.

В предвоенные годы на промышленных предприятиях была осуществлена реконструкция, и в 1940 году ими было освоено уже более 7 миллионов рублей. Произошли перемены и в железнодорожном хозяйстве, в частности, в депо поступили мощные по тем временам паровозы «ФД» с механическим углеподатчиком, преобразовывалось деповское хозяйство. Все это позволило повысить производительность труда.

Во время Великой Отечественной войны население поселка резко увеличилось. В Зуевку приехали эвакуированные  жители Ленинградской, Великолукской и других областей. В марте 1944 года был опубликован Указ Президиума Верховного Совета Российской Федерации, согласно которому Зуевка получила статус города.

Годы войны в истории любого российского города, села или деревни являются самыми горькими и в то же время — самыми памятными страницами. Вот и тут: почти каждый четвертый житель района был призван или добровольно ушел на фронт, 7645 человек не вернулись с бранных полей…. Причем это были не только мужчины. Сохранилось немало документов, рассказывающих о военных подвигах зуевчанок. Сражались они с врагом не хуже мужчин. Умело и храбро воевала, например, на фронтах Великой Отечественной бывшая ученица школы № 38, комсомолка, командир женской авиаэскадрильи Раиса Беляева. На ее счету 133 боевых вылета. Особо отличилась отважная летчица при выполнении боевого задания в 1942 году, когда необходимо было прикрыть небо над Волгой от немецких стервятников, чтобы эвакуировать детей из Саратова. Раиса Беляева проявила мужество и бесстрашие, за что ее наградили золотыми часами с дарственной надписью. Дерзко и смело вела она себя в воздушных боях в небе над Сталинградом и Воронежем. В 1943 году в одном из боев за Воронеж жизнь смелой летчицы трагически оборвалась. Именем старшего лейтенанта Раисы Васильевны Беляевой названы улицы в Зуевке и Воронеже. В городе, за который она отдала жизнь, ей поставлен памятник.

Война буквально врывалась в судьбы людей, ломала их и перекраивала. Счетоводом-бухгалтером зуевской машинно-тракторной станции работал до призыва в армию Дмитрий Егорович Никулин. Так бы, наверное, и работал много лет в этой скромной должности, если бы не война. И счетовод-бухгалтер стал воздушным стрелком-радистом. За мужество и героизм он был награжден многими орденами и медалями, 19 августа 1944 года за отличное выполнение боевого задания по воздушной разведке Д. Е. Никулину присвоено звание Героя Советского Союза. А спустя менее чем два месяца Дмитрий Егорович героически погиб во время одной из боевых операций на Втором Прибалтийском фронте. Его имя навечно высечено на обелиске, установленном на могиле воздушных разведчиков в Латвии.

Еще многие-многие сотни и тысячи зуевчан героически сражались на фронтах Великой Отечественной. Благодарные земляки высоко ценят их подвиги.

Невозможно переоценить ту роль, которую сыграли в годы войны люди, самоотверженно трудившиеся в тылу. Без преувеличения можно сказать, что большое  мужество проявили зуевские железнодорожники. Недосыпали, недоедали, но продвижение составов с востока на запад и с запада на восток обеспечивали бесперебойно. Из-за нехватки людей после основной работы разгружали вагоны, снимали с поездов и доставляли в местный эвакогоспиталь раненых. В годы войны много раз отмечались высокое чувство ответственности и самоотверженность коллектива паровозного депо. И поныне на этом предприятии как самая священная реликвия хранится переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны. После трехкратного присуждения за доблестный труд по продвижению военных грузов оно было оставлено здесь навечно.

В колхозах района не хватало механизаторов, и уже в первую военную зиму при Зуевской МТС были организованы краткосрочные курсы по подготовке трактористов, на которых обучались юноши и девушки в возрасте 15 — 16 лет. Овладело этой мужской профессией немало женщин. На их плечи в основном и легли все хлопоты, связанные с полевыми работами.

Население города собирало и отправляло на фронт одежду, продукты. Работники промкомбината за короткое время освоили выпуск брюк для воинов Красной Армии, занимались сушкой картофеля, заготовкой других продуктов. Все, что могли, отправляли на фронт. Пусть внешне это было не так заметно, но и в тылу люди тоже сражались, приближали, как могли, долгожданный час победы. За это им вечная слава и низкий поклон.

 

(В. А. Ситников, Н. И. Перминова и другие «Энциклопедия Земли Вятской» Т 1. Города. Киров. 1994.).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *