Menu

История города Советска (Кукарки)

0 Comments

Населенный пункт Кукарка основан во второй половине 16 века. В 1918 году слобода Кукарка Яранского уезда провозглашена городом под названием Советск. Статус города официально утвержден в 1939 году.

Расположен в южной части области на реке Пижме, в 4 километрах от впадения ее в реку Вятку. Расстояние до железнодорожной станции Котельнич — 103 километра, до областного центра — около 140 километров.

Население — 18,8 тысяч человек (1993 год).

Правобережье Пижмы исстари привлекало людей. В 4 километрах от Советска на правом берегу напротив устья Пижмы в Вятку имеется важный археологический памятник — Пижемское городище. В 7 — 3 веках до нашей эры его заселяли представители ананьинской культуры. Позднее на эти земли пришли марийцы. Их компактные поселения и сейчас имеются в соседнем Пижанском районе. Несомненно оставили свой след в развитии этих земель удмурты (по преданию, они жили в селе Колянур), а позднее татары, хотя их населенных пунктов в районе сейчас нет.

Рельеф местности не равнинный. Именно в Советском районе имеются крупнейшие в области месторождения камня (известняки, песчаники, широко используемые в дорожном строительстве). К югу от города, у бывшей деревни Камень, на скалах тренируются альпинисты.

Местность поражает обильем рек, речек, озер и родников. Водоносные пласты близки к поверхности, поэтому колодцы копать нетрудно. Кроме многоводной Вятки и тихой, но чистой Пижмы вблизи города протекает река Немда, впадающая в Пижму. К югу и западу от города ландшафт сильно изменен: леса давно вырублены и земли распаханы. Советск расположен в подзоне хвойно-широколиственных лесов, но значительные лесные массивы сохранились лишь к северу от города (по реке Вятке). Великолепный сосновый бор (Печеновский лес) начинается сразу за городскими садами на правобережье Вятки. Именно в нем порой проводятся летние городские праздники, пикники, гулянья.

Слобода Кукарка как крепость и центр русской колонизации на юге вятского края была основана в 16 веке, судя по всему, почти одновременно с появлением таких русских крепостей, как Уржум, Яранск, Малмыж. Вероятно, она основана на месте марийского поселения. «Невдолге по взятии русским Казани, — писал в 1851 году местный священник Дмитрий Тропицын, — стали заселяться русскими эти места, так как местные черемиса раньше входили в состав Казанского ханства». Еще в начале 17 века Константин Шушерин отмечал в своей дозорной книге: «…. а кругом слободы острог, а на остроге три пищали затинных, да в казне 10 самопалов ручных, да в слободе ж двор прикащиков, двор попа Марка«. Свое название Кукарка, возможно, получила от марийских слов кук (или кугу — большой; и карга — ковш) или кар — селение. Вокруг слободы тогда шумели девственные леса.

«Большой ковш» — так образно можно назвать речную конфигурацию в устье небольшой речки Кукарки в Пижму. Еще в 20-х годах 20 века бытовало предание о священных реликвиях марийцев, употребляемых при жертвоприношениях и потерянных при уходе с Кукарки. Не случайно, когда в 1917 году в слободе Кукарка состоялся съезд марийцев Вятской губернии по вопросам народного образования, делегаты съезда просили поискать священные ковш и чашу в фондах местного музея. Кукарка и возникшее в самом конце 16 века соседнее с ней село Жерновы Горы долгое время оставались единственными русским поселениями в округе, которая в целом была заселена очень слабо. Воинственные марийцы неоднократно осаждали их. На месте битвы русских и марийцев стояла до середины 20 века часовня в Жерновогорье. Хранилась память здесь и о марийском бунте 1753 года. Еще на памяти молодого поколения сохранялись в Жерновогорье остатки часовни, возведенной, по преданию, на месте битвы русских и марийцев. Мальчишки, случалось, находили там то наконечники стрел, то кости. Только после 1552 года (под покорения Казани) можно говорить о Кукарке как о русском населенном пункте. А. В. Эммаусский основание Кукарки относит ко второй половине 16 века. Первые письменные известия о Кукарке встречаются в связи с событиями смутного времени. Известно, что Жерновогорский монастырь основан в 1594 году. Это первая дата, упоминаемая в истории слободы. Уже тогда слобода слыла хорошо известным населенным пунктом между Казанью и Хлыновом. Кукарка всегда была дворовым (затем удельным) селом, доходы с которого шли прямо в государственную казну. Основная часть населения слободы — пашенные крестьяне. Их в 1620 году — 84 двора. Мелькают коренные фамилии местных жителей, сохранившиеся до сего дня в здешних местах: Агафоновы, Мамаевы, Ураковы, Корякины, Наймушины, Блиновы, Перевозчиковы. После «смутных лет», как и многие земли в русском государстве, пришла Кукарка в запустение. «А по сказке кукарских крестьян старосты Ларивонка Киселева с товарищы — что до смутных лет платили они в государеву казну… хлеба с выти по 5 четей ржи, по 5 четей овса, да денежного оброку с выти по рублю, — замечает в своей дозорной книге Шушерин. — а прежних платежных отписей в хлебе и деньгах не клали, а сказали что у них поимали те отписки черемисы в смутные годы… церковные земли лесом поросли 40 четей, да крестьянские ж земли боровым большим лесом поросло по смете 180 четей…. Земля худая».

Что верно, то верно. Глинистые почвы и поныне не только не дают возможности собирать здешним земледельцам высокие урожаи, но в распутицу делают местные грунтовые дороги совершенно непроезжими. Однако обилие рек, заливных лугов давало возможность кукарским крестьянам накашивать по речкам Немде и Пижме, да меж леса по дубравам ежегодно по 600 копен сена. Огромной ценностью для крестьян уже в те давние годы были рыбные ловли да бобровые гоны и всякие водяные промыслы в окрестностях, тянувшиеся по Пижме 20 верст, по Немде — 15 верст, а по Вятке 10 верст. Бани, кузницы, мельницы — одна по речке Кукарке, другая на ключе — были в слободе с 16 века. Одновременно с крепостью, судя по всему, была выстроена внутри нее и Троицкая деревянная церковь.

Видную роль в освоении этих земель сыграли монастыри. Именно основатель монастыря Макарий положил начало селу Жерновы Горы. Вот что об этом сказано в дозорной книге 1619 года пустыни Жерновых Гор Останкова: «Сторожильцы Кукарские… сказали: на Жерновых Горах над рекою Вяткою и прежде всего была пустыня (монастырская обитель), да храм был во имя Иоанна Предтечи, а в смутное время разорили пустыню, сожгли храм казанские черемиса в 117 году (1609 год), а до разорения в той пустыне стоял храм 15 лет, а строитель той пустыни Макарей владели и на Жерновых Горах, пашню распохали, черный лес за монастырь, на боровой земле… а через Вятку реку проезжих людей перевозили, а рыбной ловлею и сенными покосы владел за рекою за Вяткаю против Жерновых Гор…, а ближних деревень окольных русских людей нет».

Итак, у нас имеется довольно точная дата основания села Жерновогорья — 1594 год. Кукарка же (Кукарский острог или Кукарск), согласно заметкам Трапицына, основана в 1580-х годах одновременно с такими крепостями, как Малмыж, Уржум, Царевосанчурск. Такая преемственность (сперва Кукарка, затем Жерновогоры) зафиксирована в начале 20 века и известным русским энтографом Д. К. Зелениным в местном присловье:  «Татарин родил кукарина, кукарин родил нагорина». Существовало предание, что первые крестьяне, пришедшие в Кукарку, пришли сюда из-под Слободского. Любопытно, что такая, например, коренная местная фамилия, как Бердинских, широко распространена и по сию пору в Слободском районе. Но скорее всего Кукарку исстари населяли выходцы из средней России. В основном поток крестьян-колонистов шел со стороны Котельнича. Речь жителей ее значительно отличалась от речи обитателей окружающих деревень. Так, к северу в деревнях очень мягко произносили «жи» и «ши» (как «жьи» и «щьи»). Этих жителей в Кукарке называли боровлянами и дразнили таким присловьем: «Мужьик! Держьи вожьи, машьина бежьит». В деревнях к югу от Кукарки смягчали окончания слов: Санькя, Колькя (вместо Санька, Колька), что тоже вызывало насмешки кукарцев и жерновогорцев. В 17 — 18 веках (время интенсивной русской колонизации окрестных земель) Кукарка входила в сферу влияния Казани (а не Хлынова — Вятки) и долгое время была административно подчинена Казани.

Быстрое заселение этих земель русскими идет в 18 — 19 веках. По исследованиям начала 20 века в Яранском уезде (в который до революции входила Кукарка) в 16 веке основано 48 поселений, в 17 веке — 117, в первой половине 18 века — 154, во второй половине 18 — 263, в 19 веке — 1029. Волостями с небольшим числом старинных русских селений близ Кукарки были: Водозерская, Ильинская, Троицкая, Петропавловская, Пижанская. Слободу окружало и примыкало к ней примерно 30 сел: Васильково, Лесниково, Борок, Петропавловское и многие другие. Уже к середине 19 века остро ощущалась тут нехватка земли, из-за чего отсюда начался отток населения в другие удельные имения губернии.

В настольной книге о церквах и духовенстве Вятской епархии за 1908 год В. Шабалина сохранились данные о церквах и храмах Кукарки. Древнейшим был Троицкий собор, сгоревший в 1750 году и замененный вскоре каменным храмом, впоследствии расширенным. Кукарская Успенская церковь была обращена в приходскую из упраздненного в 1740 году Успенского женского монастыря (основанного в 1678 году). Кукарская Покровская церковь была обращена в кладбищенскую в 1765 году из упраздненного мужского монастыря. Эта церковь действует и поныне в городе Советске, являясь приходской и кладбищенской. Кукарская Спасская церковь была построена в 1869 году. Для одной из этих церквей (Успенской) писал иконы в 1869 — 1870 годах ученик К. Брюллова, известный художник Эльвиро Андриолли, находившийся в вятской ссылке.

Выгодное географическое положение Кукарки, малоземелье, скудность здешних урожаев вынуждали местное население издревле заниматься торговлей, ремеслами, кустарными промыслами, отходничеством. Кукарские крестьяне находились на оброке и были, как и вся слобода, в полном распоряжении Дворцового приказа (затем Департамента уделов). В 1809 году, например, оброк с каждой ревизской души в Кукарском приказе составил 5 рублей 10 копеек. Кроме этого платили 1 рубль 28 копеек подушных денег и 1 рубль 71 копейку мирских сборов (перевоз, дорога и так далее). Существовали поля общественной запашки. С них хлеб, а потом картофель поступали в общественные магазины. Самой тяжелой из натуральных повинностей здесь была дорожная. «Уже к 19 веку население слободы в основном земледелием не занималось», — делается совершенно верный вывод в единственном обстоятельном труде по истории Кукарки (смотреть: Осташов П. Ф. Очерк истории слободы Кукарки. Рукопись.).

Из удельного управления Кукарка вышла 8 декабря 1863 года, войдя в Яранский уезд. Высший размер надела здешним крестьянам при освобождении был определен в 4 десятины земли, а получили они в среднем чуть более 1 десятины. Да и то это были в основном пастбища и сенокосы. К 70-м годам 19 века в Кукарке проживало более 3,5 тысяч человек (главным образом крестьяне). На душу населения здесь приходилось чуть более десятины земли. В слободе было 5 каменных церквей, 65 каменных лавок и 75 деревянных; 22 каменных дома и 510 деревянных. Плановая застройка слободы началась в 30-е годы 19 века по проекту, составленному Яранским уездным землемером. Кукарка выглядела после этого очень благоустроенно. «Вообще же в Кукарке нет тех убогих лачужек, которыми наполнены уездные города, а многие дома по величине и архитектуре могли бы служить украшением губернскому городу», — отмечено в памятной книжке Вятской губернии на 1873 год. В слободе уже были больница (с 1839 года), аптека, богадельня, мужское (с 1840 года) и женское училища, три частные школы. С 1903 года существовала в слободе учительская семинария, первая в губернии. При училище в особом здании имелась публичная библиотека с 1 тысячью томов книг. (Основана в 1861 году П. В. Алабиным). В 1862 году крестьянин И. Ф. Самоделкин выстроил за свой счет здание для библиотеки. В 1869 году при приходской школе открыта вторая библиотека. В 1909 году были открыты «Кукарское образовательное общество»  для изучения местного края и в 1910 году — родиноведческий музей, основателем которого был известный краевед А. С. Лебедев. 

Кукарка была важным торговым центром Вятской губернии. Основная торговля велась хлебом и лесом. Местные купцы торговали с Архангельском и Нижним Новгородом, Казанью и Москвой — отправляли товар как по воде, так и с конными обозами. Ввозили же сюда в основном лишь муку, соль, чай, сахар. Ивановская ярмарка в Кукарке (с 29 августа по 15 октября) славилась и за пределами губернии. Товарооборот ее достигал 100 тысяч рублей, а ежегодный торговый оборот  Кукарки — 3 миллиона рублей. Кроме еженедельных базаров действовали еще три ярмарки: Рождественская, Никольская и мясопустная.

В 1895 году в слободе было 134 лавки и 52 хлебных амбара. Крупнейшим пароходовладельцем был Д. Д. Якимов. 

Взаимоотношения жителей слободы в 19 веке, как метко подметил просвещенный разночинец Н. Золотницкий в своей шуточной поэме «1 января 1866 года в слободе Кукарке», были патриархально близкими и дружественными:

Семь раз друг другу все родные, 

Вся слобода — одна семья:

Все братья, сваты, кумовья, 

Невестки, тетушки, сестрицы, 

Племянниц бесконечный ряд, 

Сестренниц дальних вереницы…

Главная улица слободы называлась Казанской, так как по ней шел важнейший торговый тракт на Казань (через Яранск). В 1924 году она была переименована в улицу Ленина. Это центральная улица города и сегодня. Переименованы после революции были и другие улицы: Набережная названа Социальной, Суворовская — Изергина, Спасская — Революционной, Соборная — Кирова, Соломинская — Крупской, Скобелевская — Дзержинского, Вятская — Красноармейской. Помимо хлеба и леса, сплавляемого на Волгу, отсюда вывозили кожи, холст, льняное семя, шерсть, свечи и пряники. Были развиты такие ремесла, как ювелирное, медное, иконописное, столярное, кузнечное, чеботарное, пимокатное. В конце 19 века кукарские купцы вывозили из мастерских слободы многие тысячи пар валенок в Сибирь и Архангельск. На Чернушке работал винокуренный завод купца Александрова. Большую популярность у местных промышленников приобрел открытый здесь в 1860 году торгово-промышленный ссудный банк.

Кустарями Кукарки выделывались особенно славившиеся в Сибири топоры «лодягичи». В 1892 году в Кукарке было 70 кузниц, 25 сапожных и 15 портновских мастерских, 8 булочных и пряничных. Кукарские сплавщики провожали плоты с лесом до Саратова и Царицына. Отход на заработки так же был очень распространен в здешних местах. Уже в середине 19 века более 1000 крестьян уходили отсюда на заработки плотниками, бурлаками, пильщиками. 550 семей из Кукарки и окрестностей занимались ремеслами на дому.

При слободе было три пристани — одна на Пижме, другая на Вятке. К 1910 году в Кукарке было 630 дворов с населением около 6 тысяч человек. Площадь под застройки занимала примерно четыре квадратных версты. Богатое кукарское купечество, не жалевшее средств на благоустройство слободы, еще в 19 веке принимало активные меры по провозглашению Кукарки городом, проведению в ней телеграфной линии, железной дороги. Середина 19 века — это время бурного расцвета торговой слободы.

Кукарская земская контора пыталась улучшить и земледелие в здешних местах. В четырех верстах от Кукарки была образована Пижемская образцовая усадьба. В 50-е годы 19 века там испытывались канадская рожь, арабская пшеница, был бык бернской породы, некоторые сельхозмашины. Правда, животноводством здесь не увлекались. На 1529 дворов кукарского приказа (1829 год) имелось лошадей — 1603, коров — 3493, свиней — 1663.

Установление советской власти в Кукарке связано с именем балтийского матроса-большевика С. М. Черепанова и местного уроженца, председателя ревкома М. И. Изергина (1891 — 1922). Могила и бюст последнего находятся в парке, в самом центре города — напротив рынка. На митинге в слободе 27 декабря 1917 года Черепанов объявил о свержении буржуазии и установлении в Кукарке советской власти. Был избран ревком и создан отряд Красной гвардии. Вскоре сбылась и давняя мечта местных жителей — Кукарка была преобразована в город 9 августа 1918 года и названа Советском. 14 января 1919 года В. И. Ленин подписал постановление Совнаркома о выделении городу Советску 3490 тысяч рублей для реконструкции старых и организации новых производств. Но средства для создания нового уезда (Советск входил в состав Яранского уезда) Наркоматом внутренних дел отпущены не были, и провозглашенный городом Советск был официально утвержден им лишь в 1939 году, уже после создания в 1937 году Советского района. Видимо, преобразование поселка Советск в город было ускорено в связи с широко отмечаемым в стране 50-летием со дня рождения председателя Совнаркома СССР В. М. Молотова (Скрябина), уроженца Кукарки.

С 1939 года в черту города вошли село Жерновогорье, областной санаторий, Чернушинский кордон, лесотехникум. В 1935 году в Советске были открыты первый кинотеатр «Луч», медицинское училище, продолжил свою работу педагогический техникум — старейшее специальное учебное заведение города. В городе 6 школ, 2 профтехучилища — одно готовит кружевниц, другое — механизаторов широкого профиля. В 20 — 30-е годы начали развиваться все существующие и доныне крупные предприятия города: филиал перчаточной фабрики, филиал Кировской фабрики имени 8 Марта, мясокомбинат, фабрика валяной обуви, камнеразработки, ведущие добычу бутового камня для дорожного строительства в области. В городе есть райбыткомбинат, маслозавод, птицефабрика, типография. Третьим средним специальным заведением города стал Суводский лесотехникум, готовящий специалистов лесного хозяйства.

Сейчас город примерно в 4 раза увеличил свою численность по сравнению с 1917 годом. Вырос новый современный район — юго-западный, на окраине города. Но большая часть домов — деревянные, одно- и двухэтажные. Основные улицы города асфальтированы. Правда, полотно дороги на центральной улице сильно поднято и двухэтажные дома, стоящие на ней в центре, кажутся более низкими и приземистыми, чем до войны. Два новых моста перекинуты через тихую и чистую Пижму. Один из них пешеходный. По нему жители заречной части легко и быстро могут попасть в центр города. Открыт мост через Вятку.

Многие из здешних уроженцев стали широко известны в нашей стране. В деревне Бутырки близ Кукарки родился в 1897 году известный советский военачальник Маршал Советского Союза Л. А. Говоров. 11 уроженцев района в годы Великой Отечественной войны стали Героями Советского Союза и один — кавалером трех степеней ордена Славы. Близ Советска в селе  Мокино родился известный русский певец, народный артист СССР Александр Ведерников. Он является почетным гражданином города Советска. Многие земляки бывали на его концертах в районном Доме культуры.

В живописном месте, на высоком берегу Пижмы, в здании бывшей церкви расположен районный краеведческий музей, обладающий очень богатыми фондами. Прожил в Советске всю свою жизнь известный художник-пейзажист С. А. Вшивцев. Отбывал в здешних местах ссылку в конце 20-х годов замечательный русский поэт Н. А. Клюев. Родом из Советского района писатели — Борис Порфирьев, Николай Васенев, Григорий Боровиков. 

Богат город и памятниками истории и культуры. Вглядимся попристальней в его нынешнее лицо.

 

(В. А. Ситников, Н. И. Перминова и другие «Энциклопедия Земли Вятской» Т 1. Города. Киров. 1994.).

1 thought on “История города Советска (Кукарки)”

  1. Сергей:

    Искал истоки фамилии-Кукарских Спасибо !

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *