Menu

История города Советска (Кукарки)

0 Comments

Населенный пункт Кукарка основан во второй половине 16 века. В 1918 году слобода Кукарка Яранского уезда провозглашена городом под названием Советск. Статус города официально утвержден в 1939 году.

Расположен в южной части области на реке Пижме, в 4 километрах от впадения ее в реку Вятку. Расстояние до железнодорожной станции Котельнич — 103 километра, до областного центра — около 140 километров.

Население — 18,8 тысяч человек (1993 год).

Правобережье Пижмы исстари привлекало людей. В 4 километрах от Советска на правом берегу напротив устья Пижмы в Вятку имеется важный археологический памятник — Пижемское городище. В 7 — 3 веках до нашей эры его заселяли представители ананьинской культуры. Позднее на эти земли пришли марийцы. Их компактные поселения и сейчас имеются в соседнем Пижанском районе. Несомненно оставили свой след в развитии этих земель удмурты (по преданию, они жили в селе Колянур), а позднее татары, хотя их населенных пунктов в районе сейчас нет.

Рельеф местности не равнинный. Именно в Советском районе имеются крупнейшие в области месторождения камня (известняки, песчаники, широко используемые в дорожном строительстве). К югу от города, у бывшей деревни Камень, на скалах тренируются альпинисты.

Местность поражает обильем рек, речек, озер и родников. Водоносные пласты близки к поверхности, поэтому колодцы копать нетрудно. Кроме многоводной Вятки и тихой, но чистой Пижмы вблизи города протекает река Немда, впадающая в Пижму. К югу и западу от города ландшафт сильно изменен: леса давно вырублены и земли распаханы. Советск расположен в подзоне хвойно-широколиственных лесов, но значительные лесные массивы сохранились лишь к северу от города (по реке Вятке). Великолепный сосновый бор (Печеновский лес) начинается сразу за городскими садами на правобережье Вятки. Именно в нем порой проводятся летние городские праздники, пикники, гулянья.

Слобода Кукарка как крепость и центр русской колонизации на юге вятского края была основана в 16 веке, судя по всему, почти одновременно с появлением таких русских крепостей, как Уржум, Яранск, Малмыж. Вероятно, она основана на месте марийского поселения. «Невдолге по взятии русским Казани, — писал в 1851 году местный священник Дмитрий Тропицын, — стали заселяться русскими эти места, так как местные черемиса раньше входили в состав Казанского ханства». Еще в начале 17 века Константин Шушерин отмечал в своей дозорной книге: «…. а кругом слободы острог, а на остроге три пищали затинных, да в казне 10 самопалов ручных, да в слободе ж двор прикащиков, двор попа Марка«. Свое название Кукарка, возможно, получила от марийских слов кук (или кугу — большой; и карга — ковш) или кар — селение. Вокруг слободы тогда шумели девственные леса.

«Большой ковш» — так образно можно назвать речную конфигурацию в устье небольшой речки Кукарки в Пижму. Еще в 20-х годах 20 века бытовало предание о священных реликвиях марийцев, употребляемых при жертвоприношениях и потерянных при уходе с Кукарки. Не случайно, когда в 1917 году в слободе Кукарка состоялся съезд марийцев Вятской губернии по вопросам народного образования, делегаты съезда просили поискать священные ковш и чашу в фондах местного музея. Кукарка и возникшее в самом конце 16 века соседнее с ней село Жерновы Горы долгое время оставались единственными русским поселениями в округе, которая в целом была заселена очень слабо. Воинственные марийцы неоднократно осаждали их. На месте битвы русских и марийцев стояла до середины 20 века часовня в Жерновогорье. Хранилась память здесь и о марийском бунте 1753 года. Еще на памяти молодого поколения сохранялись в Жерновогорье остатки часовни, возведенной, по преданию, на месте битвы русских и марийцев. Мальчишки, случалось, находили там то наконечники стрел, то кости. Только после 1552 года (под покорения Казани) можно говорить о Кукарке как о русском населенном пункте. А. В. Эммаусский основание Кукарки относит ко второй половине 16 века. Первые письменные известия о Кукарке встречаются в связи с событиями смутного времени. Известно, что Жерновогорский монастырь основан в 1594 году. Это первая дата, упоминаемая в истории слободы. Уже тогда слобода слыла хорошо известным населенным пунктом между Казанью и Хлыновом. Кукарка всегда была дворовым (затем удельным) селом, доходы с которого шли прямо в государственную казну. Основная часть населения слободы — пашенные крестьяне. Их в 1620 году — 84 двора. Мелькают коренные фамилии местных жителей, сохранившиеся до сего дня в здешних местах: Агафоновы, Мамаевы, Ураковы, Корякины, Наймушины, Блиновы, Перевозчиковы. После «смутных лет», как и многие земли в русском государстве, пришла Кукарка в запустение. «А по сказке кукарских крестьян старосты Ларивонка Киселева с товарищы — что до смутных лет платили они в государеву казну… хлеба с выти по 5 четей ржи, по 5 четей овса, да денежного оброку с выти по рублю, — замечает в своей дозорной книге Шушерин. — а прежних платежных отписей в хлебе и деньгах не клали, а сказали что у них поимали те отписки черемисы в смутные годы… церковные земли лесом поросли 40 четей, да крестьянские ж земли боровым большим лесом поросло по смете 180 четей…. Земля худая».

Что верно, то верно. Глинистые почвы и поныне не только не дают возможности собирать здешним земледельцам высокие урожаи, но в распутицу делают местные грунтовые дороги совершенно непроезжими. Однако обилие рек, заливных лугов давало возможность кукарским крестьянам накашивать по речкам Немде и Пижме, да меж леса по дубравам ежегодно по 600 копен сена. Огромной ценностью для крестьян уже в те давние годы были рыбные ловли да бобровые гоны и всякие водяные промыслы в окрестностях, тянувшиеся по Пижме 20 верст, по Немде — 15 верст, а по Вятке 10 верст. Бани, кузницы, мельницы — одна по речке Кукарке, другая на ключе — были в слободе с 16 века. Одновременно с крепостью, судя по всему, была выстроена внутри нее и Троицкая деревянная церковь.

Видную роль в освоении этих земель сыграли монастыри. Именно основатель монастыря Макарий положил начало селу Жерновы Горы. Вот что об этом сказано в дозорной книге 1619 года пустыни Жерновых Гор Останкова: «Сторожильцы Кукарские… сказали: на Жерновых Горах над рекою Вяткою и прежде всего была пустыня (монастырская обитель), да храм был во имя Иоанна Предтечи, а в смутное время разорили пустыню, сожгли храм казанские черемиса в 117 году (1609 год), а до разорения в той пустыне стоял храм 15 лет, а строитель той пустыни Макарей владели и на Жерновых Горах, пашню распохали, черный лес за монастырь, на боровой земле… а через Вятку реку проезжих людей перевозили, а рыбной ловлею и сенными покосы владел за рекою за Вяткаю против Жерновых Гор…, а ближних деревень окольных русских людей нет».

Итак, у нас имеется довольно точная дата основания села Жерновогорья — 1594 год. Кукарка же (Кукарский острог или Кукарск), согласно заметкам Трапицына, основана в 1580-х годах одновременно с такими крепостями, как Малмыж, Уржум, Царевосанчурск. Такая преемственность (сперва Кукарка, затем Жерновогоры) зафиксирована в начале 20 века и известным русским энтографом Д. К. Зелениным в местном присловье:  «Татарин родил кукарина, кукарин родил нагорина». Существовало предание, что первые крестьяне, пришедшие в Кукарку, пришли сюда из-под Слободского. Любопытно, что такая, например, коренная местная фамилия, как Бердинских, широко распространена и по сию пору в Слободском районе. Но скорее всего Кукарку исстари населяли выходцы из средней России. В основном поток крестьян-колонистов шел со стороны Котельнича. Речь жителей ее значительно отличалась от речи обитателей окружающих деревень. Так, к северу в деревнях очень мягко произносили «жи» и «ши» (как «жьи» и «щьи»). Этих жителей в Кукарке называли боровлянами и дразнили таким присловьем: «Мужьик! Держьи вожьи, машьина бежьит». В деревнях к югу от Кукарки смягчали окончания слов: Санькя, Колькя (вместо Санька, Колька), что тоже вызывало насмешки кукарцев и жерновогорцев. В 17 — 18 веках (время интенсивной русской колонизации окрестных земель) Кукарка входила в сферу влияния Казани (а не Хлынова — Вятки) и долгое время была административно подчинена Казани.

Быстрое заселение этих земель русскими идет в 18 — 19 веках. По исследованиям начала 20 века в Яранском уезде (в который до революции входила Кукарка) в 16 веке основано 48 поселений, в 17 веке — 117, в первой половине 18 века — 154, во второй половине 18 — 263, в 19 веке — 1029. Волостями с небольшим числом старинных русских селений близ Кукарки были: Водозерская, Ильинская, Троицкая, Петропавловская, Пижанская. Слободу окружало и примыкало к ней примерно 30 сел: Васильково, Лесниково, Борок, Петропавловское и многие другие. Уже к середине 19 века остро ощущалась тут нехватка земли, из-за чего отсюда начался отток населения в другие удельные имения губернии.

В настольной книге о церквах и духовенстве Вятской епархии за 1908 год В. Шабалина сохранились данные о церквах и храмах Кукарки. Древнейшим был Троицкий собор, сгоревший в 1750 году и замененный вскоре каменным храмом, впоследствии расширенным. Кукарская Успенская церковь была обращена в приходскую из упраздненного в 1740 году Успенского женского монастыря (основанного в 1678 году). Кукарская Покровская церковь была обращена в кладбищенскую в 1765 году из упраздненного мужского монастыря. Эта церковь действует и поныне в городе Советске, являясь приходской и кладбищенской. Кукарская Спасская церковь была построена в 1869 году. Для одной из этих церквей (Успенской) писал иконы в 1869 — 1870 годах ученик К. Брюллова, известный художник Эльвиро Андриолли, находившийся в вятской ссылке.

Выгодное географическое положение Кукарки, малоземелье, скудность здешних урожаев вынуждали местное население издревле заниматься торговлей, ремеслами, кустарными промыслами, отходничеством. Кукарские крестьяне находились на оброке и были, как и вся слобода, в полном распоряжении Дворцового приказа (затем Департамента уделов). В 1809 году, например, оброк с каждой ревизской души в Кукарском приказе составил 5 рублей 10 копеек. Кроме этого платили 1 рубль 28 копеек подушных денег и 1 рубль 71 копейку мирских сборов (перевоз, дорога и так далее). Существовали поля общественной запашки. С них хлеб, а потом картофель поступали в общественные магазины. Самой тяжелой из натуральных повинностей здесь была дорожная. «Уже к 19 веку население слободы в основном земледелием не занималось», — делается совершенно верный вывод в единственном обстоятельном труде по истории Кукарки (смотреть: Осташов П. Ф. Очерк истории слободы Кукарки. Рукопись.).

Из удельного управления Кукарка вышла 8 декабря 1863 года, войдя в Яранский уезд. Высший размер надела здешним крестьянам при освобождении был определен в 4 десятины земли, а получили они в среднем чуть более 1 десятины. Да и то это были в основном пастбища и сенокосы. К 70-м годам 19 века в Кукарке проживало более 3,5 тысяч человек (главным образом крестьяне). На душу населения здесь приходилось чуть более десятины земли. В слободе было 5 каменных церквей, 65 каменных лавок и 75 деревянных; 22 каменных дома и 510 деревянных. Плановая застройка слободы началась в 30-е годы 19 века по проекту, составленному Яранским уездным землемером. Кукарка выглядела после этого очень благоустроенно. «Вообще же в Кукарке нет тех убогих лачужек, которыми наполнены уездные города, а многие дома по величине и архитектуре могли бы служить украшением губернскому городу», — отмечено в памятной книжке Вятской губернии на 1873 год. В слободе уже были больница (с 1839 года), аптека, богадельня, мужское (с 1840 года) и женское училища, три частные школы. С 1903 года существовала в слободе учительская семинария, первая в губернии. При училище в особом здании имелась публичная библиотека с 1 тысячью томов книг. (Основана в 1861 году П. В. Алабиным). В 1862 году крестьянин И. Ф. Самоделкин выстроил за свой счет здание для библиотеки. В 1869 году при приходской школе открыта вторая библиотека. В 1909 году были открыты «Кукарское образовательное общество»  для изучения местного края и в 1910 году — родиноведческий музей, основателем которого был известный краевед А. С. Лебедев. 

Кукарка была важным торговым центром Вятской губернии. Основная торговля велась хлебом и лесом. Местные купцы торговали с Архангельском и Нижним Новгородом, Казанью и Москвой — отправляли товар как по воде, так и с конными обозами. Ввозили же сюда в основном лишь муку, соль, чай, сахар. Ивановская ярмарка в Кукарке (с 29 августа по 15 октября) славилась и за пределами губернии. Товарооборот ее достигал 100 тысяч рублей, а ежегодный торговый оборот  Кукарки — 3 миллиона рублей. Кроме еженедельных базаров действовали еще три ярмарки: Рождественская, Никольская и мясопустная.

В 1895 году в слободе было 134 лавки и 52 хлебных амбара. Крупнейшим пароходовладельцем был Д. Д. Якимов. 

Взаимоотношения жителей слободы в 19 веке, как метко подметил просвещенный разночинец Н. Золотницкий в своей шуточной поэме «1 января 1866 года в слободе Кукарке», были патриархально близкими и дружественными:

Семь раз друг другу все родные, 

Вся слобода — одна семья:

Все братья, сваты, кумовья, 

Невестки, тетушки, сестрицы, 

Племянниц бесконечный ряд, 

Сестренниц дальних вереницы…

Главная улица слободы называлась Казанской, так как по ней шел важнейший торговый тракт на Казань (через Яранск). В 1924 году она была переименована в улицу Ленина. Это центральная улица города и сегодня. Переименованы после революции были и другие улицы: Набережная названа Социальной, Суворовская — Изергина, Спасская — Революционной, Соборная — Кирова, Соломинская — Крупской, Скобелевская — Дзержинского, Вятская — Красноармейской. Помимо хлеба и леса, сплавляемого на Волгу, отсюда вывозили кожи, холст, льняное семя, шерсть, свечи и пряники. Были развиты такие ремесла, как ювелирное, медное, иконописное, столярное, кузнечное, чеботарное, пимокатное. В конце 19 века кукарские купцы вывозили из мастерских слободы многие тысячи пар валенок в Сибирь и Архангельск. На Чернушке работал винокуренный завод купца Александрова. Большую популярность у местных промышленников приобрел открытый здесь в 1860 году торгово-промышленный ссудный банк.

Кустарями Кукарки выделывались особенно славившиеся в Сибири топоры «лодягичи». В 1892 году в Кукарке было 70 кузниц, 25 сапожных и 15 портновских мастерских, 8 булочных и пряничных. Кукарские сплавщики провожали плоты с лесом до Саратова и Царицына. Отход на заработки так же был очень распространен в здешних местах. Уже в середине 19 века более 1000 крестьян уходили отсюда на заработки плотниками, бурлаками, пильщиками. 550 семей из Кукарки и окрестностей занимались ремеслами на дому.

При слободе было три пристани — одна на Пижме, другая на Вятке. К 1910 году в Кукарке было 630 дворов с населением около 6 тысяч человек. Площадь под застройки занимала примерно четыре квадратных версты. Богатое кукарское купечество, не жалевшее средств на благоустройство слободы, еще в 19 веке принимало активные меры по провозглашению Кукарки городом, проведению в ней телеграфной линии, железной дороги. Середина 19 века — это время бурного расцвета торговой слободы.

Кукарская земская контора пыталась улучшить и земледелие в здешних местах. В четырех верстах от Кукарки была образована Пижемская образцовая усадьба. В 50-е годы 19 века там испытывались канадская рожь, арабская пшеница, был бык бернской породы, некоторые сельхозмашины. Правда, животноводством здесь не увлекались. На 1529 дворов кукарского приказа (1829 год) имелось лошадей — 1603, коров — 3493, свиней — 1663.

Установление советской власти в Кукарке связано с именем балтийского матроса-большевика С. М. Черепанова и местного уроженца, председателя ревкома М. И. Изергина (1891 — 1922). Могила и бюст последнего находятся в парке, в самом центре города — напротив рынка. На митинге в слободе 27 декабря 1917 года Черепанов объявил о свержении буржуазии и установлении в Кукарке советской власти. Был избран ревком и создан отряд Красной гвардии. Вскоре сбылась и давняя мечта местных жителей — Кукарка была преобразована в город 9 августа 1918 года и названа Советском. 14 января 1919 года В. И. Ленин подписал постановление Совнаркома о выделении городу Советску 3490 тысяч рублей для реконструкции старых и организации новых производств. Но средства для создания нового уезда (Советск входил в состав Яранского уезда) Наркоматом внутренних дел отпущены не были, и провозглашенный городом Советск был официально утвержден им лишь в 1939 году, уже после создания в 1937 году Советского района. Видимо, преобразование поселка Советск в город было ускорено в связи с широко отмечаемым в стране 50-летием со дня рождения председателя Совнаркома СССР В. М. Молотова (Скрябина), уроженца Кукарки.

С 1939 года в черту города вошли село Жерновогорье, областной санаторий, Чернушинский кордон, лесотехникум. В 1935 году в Советске были открыты первый кинотеатр «Луч», медицинское училище, продолжил свою работу педагогический техникум — старейшее специальное учебное заведение города. В городе 6 школ, 2 профтехучилища — одно готовит кружевниц, другое — механизаторов широкого профиля. В 20 — 30-е годы начали развиваться все существующие и доныне крупные предприятия города: филиал перчаточной фабрики, филиал Кировской фабрики имени 8 Марта, мясокомбинат, фабрика валяной обуви, камнеразработки, ведущие добычу бутового камня для дорожного строительства в области. В городе есть райбыткомбинат, маслозавод, птицефабрика, типография. Третьим средним специальным заведением города стал Суводский лесотехникум, готовящий специалистов лесного хозяйства.

Сейчас город примерно в 4 раза увеличил свою численность по сравнению с 1917 годом. Вырос новый современный район — юго-западный, на окраине города. Но большая часть домов — деревянные, одно- и двухэтажные. Основные улицы города асфальтированы. Правда, полотно дороги на центральной улице сильно поднято и двухэтажные дома, стоящие на ней в центре, кажутся более низкими и приземистыми, чем до войны. Два новых моста перекинуты через тихую и чистую Пижму. Один из них пешеходный. По нему жители заречной части легко и быстро могут попасть в центр города. Открыт мост через Вятку.

Многие из здешних уроженцев стали широко известны в нашей стране. В деревне Бутырки близ Кукарки родился в 1897 году известный советский военачальник Маршал Советского Союза Л. А. Говоров. 11 уроженцев района в годы Великой Отечественной войны стали Героями Советского Союза и один — кавалером трех степеней ордена Славы. Близ Советска в селе  Мокино родился известный русский певец, народный артист СССР Александр Ведерников. Он является почетным гражданином города Советска. Многие земляки бывали на его концертах в районном Доме культуры.

В живописном месте, на высоком берегу Пижмы, в здании бывшей церкви расположен районный краеведческий музей, обладающий очень богатыми фондами. Прожил в Советске всю свою жизнь известный художник-пейзажист С. А. Вшивцев. Отбывал в здешних местах ссылку в конце 20-х годов замечательный русский поэт Н. А. Клюев. Родом из Советского района писатели — Борис Порфирьев, Николай Васенев, Григорий Боровиков. 

Богат город и памятниками истории и культуры. Вглядимся попристальней в его нынешнее лицо.

Местность вокруг города необыкновенно красива. Праздничность сосновых боров и монашеская строгость еловых лесов, роскошь многоцветия трав и сверкающие влажной зеленью пойменные заливные луга. А какое обилие рек! В двух километрах от города в многоводную Пижму впадает тихая речка Немда, а через четыре километра сама Пижма вливается в мощную Вятку. А озера и старицы округи, ключи, вблизи которых предпочитали ставить свои починки вятские крестьяне! Здесь же и основное богатство района, широко используемое уже несколько столетий: месторождения известняка. Среди обаяния этой природы спокойно спускаются к Пижме деревянные дома и улицы города Советска. И сегодня еще чувствуется удивительная гармония и равновесие между городом и окружающей природой.

На противоположном высоком берегу речки Кукарки напротив центра города высится нарядный белый ансамбль Покровской церкви (памятник древнерусского зодчества, построен около 1700 года, памятник архитектуры республиканского значения). В ней ничего такого, что заставило бы сразу ахнуть и восторженно смотреть во все глаза, как на некую диковину или чудо. Но формы небольшой церкви, обнесенной каменной белой стеной со стилизованными башенками и бойницами, праздничны и просты, и это создает свое впечатление — сильное и запоминающееся.

Удивительная вписанность храма в окружающую природу объясняется, вероятно, тем, что рельеф местности с начала века здесь не изменился. То есть сегодня он смотрится так же, как задуман был безвестным строителем около 300 лет назад. Исследователи единодушно отмечают удивительную поэтичность его облика, называют храм одним из самых идиллических в Вятском крае.

Покровская церковь словно поднимает город к себе, связывает его с округой сотнями незримых нитей.

Украшением Советска является и городская пожарная каланча со зданием депо (19 век). Устремленная ввысь башня из красного прокаленного кирпича похожа одновременно и на готическую ратушу, и на колокольню сказочного города. Ценные памятники города — комплекс каменных жилых домов и магазинов по улице Ленина. Именно на них залегли каменные львы. Город не отгорожен от округи незримой стеной, а притягивает к себе и чернеющую кромку соснового бора, и зеркальную гладь тихоструйной Пижмы, и роскошную зелень лугов. Большинство наших старинных городов и сел особенно хороши при приближении к ним по реке. С учетом вида с реки города и застраивались. Окружающая природа не ломалась и не исправлялась, она очеловечивалась.

В расположении городов, сел, деревень был свой, веками сложившийся порядок. Слободу Кукарку, например, окружало кольцо из 30 сел. Каждое село в свою очередь было центром округи из нескольких деревень. К деревне порой примыкало несколько починков. Близлежащие села иногда входили в черту города, сохраняя внутри него какую-то самостоятельность. Уже несколько десятилетий в черте города Советска находится бывшее село Жерновогорье, и крепко держатся жители за старое название. Улицу, к примеру, до сих пор, как в древнем Новгороде, старики зовут концом.

Помогает обособленности и расположение села. Ограниченное с одной стороны рекой Пижмой, с другой — Вяткой, село спускается от самого леса вниз к озеру и имеет вид полуострова или какого-то диковинного корабля, вплывающего в зеленый простор Бобыльских лугов.

Главное богатство Жерновогорья — богатые залежи камня, уникального в крае. Добывался на шахтах Жерновогорья песчаник, из которого делали мельничные жернова, бруски, точильные круги. Из мягкого известняка опоки мастера-камнерезы делали памятники, надгробья, скульптуры.

Еще в 17 веке местные крестьяне на изготовление жерновов платили оброка местному Покровскому монастырю по 50 копеек в год. В 19 веке велась уже только добыча опоки — под землей, в штольнях. Общая длина штолен к началу 20 века составила 5 верст. Работы велись только с конца осени и до середины марта (из-за отсутствия надежного крепежа). Артели, добыв камень под землей (пласты опоки шли толщиной 1,5 — 3 м), сдавали его скупщикам. Пильщики пилили мягкий камень на стандартные плиты. За день работы пильщик получал в 1878 году 2 — 2,5 копейки. Себестоимость плиты на месте составляла тогда примерно 18 копеек. Цена же ее в Вятке была до 1 рубля, а в Казани до 2 рублей. Опочный камень расходовался на строительство церквей, для фундаментов домов и, как уже упоминалось, для надгробий.

Украшение Советска, и тогдашнее, и сегодняшнее, — каменные львы, грозно смотрящие на прохожих с домов по улице Ленина. Львиные маски выступали прямо из стен зданий. Поехали кукарские львы в конце 19 века в Вятку, Слободской, Уржум — можно их здесь увидеть. Вглядимся в них повнимательней — перед нами загадочные существа из народной сказки, с лубка.

Талантливые мастера вырезали из камня вазы и подсвечники, корытца и сосуды. Ради курьеза раз изготовили даже каменное яйцо, точь-в-точь как подлинное, куриное. Но главным занятием местных умельцев было изготовление надгробных памятников. Кладбище города Советска хранит богатейшую коллекцию скульптурных надгробий 19 века — «каменносечной хитрости». Их здесь несколько сотен. В некоторых из них видна рука одного мастера.

Вот, к примеру, могила Стрельниковых, где поставлены интересные памятники. Своими миниатюрными колоннами они напоминают какой-то античный храм. Настоящее произведение искусства — надгробие Новиковых. Камень на могиле перевит вырезанной из опоки цепью с якорем, украшен букетом цветов и увенчан стволом дерева с обрубленными сучьями — все это из камня. Вообще, надгробий в виде стволов дерева с обрубленными ветками очень много. Часто используются и древние языческие мотивы, например, знак Солнца — круг или полукруг.

На многих памятниках вырезаны тексты стихотворных и прозаических эпитафий. Они ждут своих исследователей. Известный писатель-краевед Е. Д. Петряев справедливо писал: «Своеобразную книгу на камне представляла могильная эпитафика. Кладбища давно заслуживают внимания как объект экскурсий и краеведческого изучения. В этом отношении у нас сделано очень мало. Многие годы на кладбищах орудовали мародеры с ломами, причинявшие непоправимый вред. Теперь совершенно необходимо зафиксировать уцелевшие надписи. Надписи-эпитафии помогут уточнить многие даты, выяснить степени родства и другие связи». К сожалению, многое здесь в беспорядке. Отсутствует правильная планировка, многие памятники повалены, разбиты.

Память о предшествующих поколениях живет среди кукарцев в сохранившихся кое-где древних обычаях, обрядах, конечно, значительно упростившихся. Так, например, в заречной части города Советска каждый год в июне празднуются местными жителями проводы русской березы. В традиционном месте, в середине улицы с утра выкапывают свежесрубленную березу, покрытую еще нежно-зеленым листом. Затем ее убирают разноцветными лентами: красными, синими, зелеными. По обряду при вкапывании полагается петь одни песни, при убирании лентами — другие. Кое-кто помнит еще весь обряд.

Вечером, когда хозяйки прогоняют коров и управятся с делами, к березе сходятся местные жители. Хороводов теперь не водят и обрядовых песен не поют, а просто пляшут «русского» под гармошку вокруг березы, поют частушки. Бывают ряженые, причем женщина обязательно рядится мужчиной, а мужчина — женщиной. Один человек обязательно наряжается медведем. Время от времени ряженые пытаются вырвать березу, «медведь» не дает. Июньский тихий вечер далеко разносит шум и веселье. Просторная, сейчас чаще всего пустая улица оживляется. Уже за полночь березу торжественно вырывают из земли и несут с песнями к реке Вятке (до нее метров триста), а затем бросают ее с пристани в реку — топят.

Вполне возможно, что в этом обряде сохранились элементы какого-то языческого празднества, культа деревьев.

Советск наряду с Вологдой и Ельцом — крупнейший центр кружевоплетения в нашей стране. Истоки этого народного художественного промысла ведут нас в 18 век. Бытовала в Кукарке легенда, что еще во времена Петра Первого поселился в городе корабельный плотник, бежавший от тяжелого царского гнева, а с ним и его жена голландка. Она-то и научила местных женщин плести кружева. Занятие это здесь в конце 19 века стало массовым. В Кукарской волости в 1888 году было около двух тысяч кружевниц. В 1893 году местным земством была открыта здесь школа кружевниц. Вятские крестьяне и крестьянки оказались более подготовленными к превращению в кустарей-профессионалов, чем многие их собратья в центре страны, в значительной мере потому, что в своем бытовом укладе они пронесли через века умения и навыки древнерусского ремесла. Дымковская игрушка, изделия из капокорня, кружева украшали быт человека, вносили праздничность в скудную обстановку крестьянской семьи.

Золотые медали дореволюционных всероссийских и всемирных выставок, награды международных выставок в Брюсселе и Монреале в наши дни отчетливо нам показывают, что и маленький город может внести нечто неповторимое в общерусскую и даже в мировую культуру.

 

Основные даты

1594 год — первая известная нам дата в истории слободы Кукарки.

1839 год — создание в слободе первой больницы.

1860 год — открытие удельной конторой торгово-промышленного ссудного банка.

1861 год — открытие публичной библиотеки.

1863 год — удельная (а ранее дворцовая) слобода Кукарка вышла из удельного управления и вошла в Яранский уезд.

1909 год — создано Кукарское образовательное общество.

1910 год — создан родиноведческий музей.

1910 год — построена первая электростанция.

1911 год — создание телефонной станции.

1912 год — открытие кинотеатра (электротеатра).

9 августа 1918 года —  преобразование (не окончательное) слободы в город Советск.

1926 год — создание первых радиоточек.

1930 год — создание газеты «Путь Ильича» (с 1962 года «Ленинское знамя» с 1991 года — «Вести Трехречья»).

1932 год — организована чулочная мастерская (1934 год — трикотажная фабрика).

1936 год — уничтожение Троицкого собора.

1938 год — разобрана на кирпич Жерновогорская церковь.

1939 год — Советск получил статус города.

1939 год — разобрано на кирпич здание Спасской церкви.

1961 год — построена первая водонапорная башня в городе.

1964 год — началось асфальтирование улиц в городе.

1965 год — появление телетранслятора в Советске.

1968 год — открытие памятника войнам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

1976 год — ввод нового автомобильного моста через Пижму.

1985 год — пущен пешеходный мост через реку Пижму (на месте старого проезжего моста, построенного в 1964 году).

1991 год — пуск автомобильного моста через реку Пижму.

 

 

(В. А. Ситников, Н. И. Перминова и другие «Энциклопедия Земли Вятской» Т 1. Города. Киров. 1994.).

1 thought on “История города Советска (Кукарки)”

  1. Сергей:

    Искал истоки фамилии-Кукарских Спасибо !

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *