Искусство и литература в первой четверти 18 века.

Автор:admin

Искусство и литература в первой четверти 18 века.

В 1702 году открылся общедоступный театр в Москве, в здании, построенном на Красной площади. До того существовал лишь придворный театр. Наряду с иностранными актерами здесь скоро стали выступать и русские артисты. Позднее пьесы разыгрывались студентами Медицинского училища и Духовной академии; спектакли ставились также при дворе сестры Петра, царевны Натальи Алексеевны. Театр служил делу пропаганды преобразований. В пьесах делались намеки на происходившие политические события, например на мятежи стрельцов, на измену Мазепы, осмеивались враги просвещения.

Новые веяния проникают в художественную литературу и в изобразительные искусства. В повестях первой четверти 18 века выводятся новые герои — энергичные и предприимчивые люди «острого ума» и «достойного разума». В этом отношении показательной является «Гистория о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли». Герои повести, по происхождению мелкопашенный дворянин, в совершенстве постиг опасное дело моряка и овладел необходимыми научными познаниями. Он заслужил признание и уважение австрийского императора, «флоренского короля» и богатого купца. В то же время герой наделен всеми качествами галантного кавалера.

В отличие от архитектуры 17 века, носившей преимущественно церковный характер, в первой четверти 18 века ведущее место заняло гражданское строительство. В это время были сооружены здания для крупных промышленных предприятий — Хамовный двор, Суконный двор, Арсенал в Москве, Оружейный завод в Туле, заводы-крепости на Урале, а также здания общественного пользования: Главная аптека, «Комедийная хоромина» в Москве, монументальные здания кунсткамеры, Адмиралтейства и Двенадцати коллегий в Петербурге и другие. Впервые в истории русской архитектуры застройка новой столицы — Петербурга производилась по заранее разработанному плану, предусматривавшему сооружение зданий вдоль широких прямых улиц.

Перелом в изобразительном искусстве выражался в замене библейских и евангельских сюжетов тематикой из реальной жизни. Особенно высокого уровня достигла портретная живопись. Портреты Петра Первого работы И. М. Никитина отличаются глубокой психологической характеристикой, художник выразил непреклонную волю и целеустремленность государственного деятеля. На батальных полотнах Никитина («Полтавское сражение», «Куликовская битва») с глубоким патриотизмом изображается героическая борьба русского народа против иноземных захватчиков. Большую художественную ценность имели скульптурные портреты Петра Первого и Меншикова, выполненные Растрелли-отцом. Широкое применение получило искусство гравюры, запечатлевшее наиболее важные события современной жизни.

Об авторе

admin administrator

Кировская область, Свечинский район, пгт. Свеча

Оставить ответ