Дети войны. Их судьбы во многом похожи. Голодное, холодное детство и с ранних лет тяжелый непосильный труд. Но трудности военных и первых послевоенных лет не сломили, а наоборот, закалили их характер, выработали такие черты характера, как ответственность, трудолюбие, оптимизм, готовность помочь окружающим. К числу таких людей относится ветеран железнодорожного транспорта Ираида Ивановна Кудреватых.
Она родилась в ацвежской деревне Лажинцы в самый канун войны, осенью 1939 года.
— В 1940 году мы переехали в деревню Марьины, где очень долго жили на квартире, — рассказывает Ираида Ивановна. — Мама, Евдокия Федоровна, устроилась на железную дорогу на склад топлива, где и трудилась всю жизнь. Ее стаж работы составил 42 года.
Начало войны не помню: была мала, но неимоверные трудности первых послевоенных лет пришлось хлебнуть полной чашей, и они навсегда остались в памяти. Мама воспитывала меня одна, так что семье никогда не было легко. Поэтому после окончания Свечинской средней школы в 1958 году сразу же пришлось устраиваться на работу, хотя очень хотелось продолжить образование. Пошла, как и мама, на железную дорогу, где мне, 18-летней девчонке, предложили довольно ответственную и хлопотную должность приемосдатчика в грузовой цех службы движения. В смене нас тогда работало по 4 человека: один старший и три младших приемосдатчика. Движение по железной дороге было очень интенсивным, за смену приходилось осматривать до 35 — 38 товарных поездов. Работа и физически была непростой, и требовала максимальной собранности и внимания, основательной технической подготовки, а также наметанного глаза, чтобы быстро обнаружить брак.
В 1974 году Ираиду Ивановну назначили бригадиром пункта коммерческого осмотра. Забот, хлопот и ответственности сразу же прибавилось. Еще бы: в подчинении около 30 человек и нужно, чтобы все они работали четко и слаженно, как хорошо отлаженный механизм. Железная дорога не прощает безответственности, нарушений правил техники безопасности и технических требований. Здесь любая ошибка может привести к непоправимым последствиям.
В смену приходилось выполнять до 15 отцепок вагонов. Делать это надо было оперативно, чтобы не замедлять движение по одной из самых важных в стране железнодорожных магистралей.
В семидесятые — восьмидесятые годы Свечинский район активно развивался, поэтому на станцию поступало большое количество вагонов с различными грузами: строительными материалами, минеральными удобрениями, зерном и тому подобное. Самыми крупными грузополучателями в то время были: заготзерно, МСО, ДС ПМК, ПМК-13, «Сельхозтехника», «Сельхозхимия». Чтобы не допустить превышения нормативов по местному простою вагонов, нужно было поддерживать хорошие деловые отношения с грузополучателями: проинформировать о прибытии вагонов, поставить их, проследить за своевременной разгрузкой и очисткой.
В течение каждой смены нужно было сделать не один десяток отцепок и поставок вагонов. Учитывая, что на станции работал всего один постоянный маневровик, сделать это было не так-то просто. Так что бригадиру приходилось порой выходить на работу и в ночное время, а также в выходные и праздничные дни.
Немало времени отнимало ведение документации, а также техническая учеба персонала, которая проводилась не реже двух раз в месяц, и все работники ежегодно сдавали экзамены.
Ираида Ивановна всегда принимала активное участие в общественной работе, много раз избиралась в состав профсоюзного комитета станции Свеча, а в течение 5 лет возглавляла одну из самых крупных в районе профсоюзных организаций. В то время было много сделано для улучшения условий труда и быта работников станции, по строительству жилья и тому подобное. Ираида Ивановна отмечена многими ведомственными наградами: почетными грамотами, знаками и значками, награждена медалью «Ветеран труда».
— Работать на станции было нелегко, но интересно, — говорит Ираида Ивановна, — у нас сложился дружный, дисциплинированный и высокопрофессиональный коллектив. Мы прекрасно понимали друг друга, вместе не только работали, но и отдыхали. И в настоящее время стараемся постоянно общаться.
И. И. Кудреватых отдала работе на железнодорожном транспорте 39 лет, причем все это время трудилась в одном коллективе, а общий железнодорожный стаж ее семьи — около 120 лет. В настоящее время семейную традицию продолжает внук, так что жизнь, как и прежде, идет под стук вагонных колес.
На днях Ираида Ивановна отметила 75-летний юбилей, но она не считает себя пожилым человеком и по-прежнему полна энергии и оптимизма, занимает активную жизненную позицию, принимает деятельное участие в работе ветеранской организации станции Свеча.
Эдуард Кулаков.
Свеча, № 124, от 14 октября 2014 года.
Об авторе