Menu

Иосифляне и нестяжатели

0 Comments

Распространение реформационных и гуманистических учений заставило представителей официальной церкви задуматься о путях укрепления ее идеологических позиций. Вокруг новгородского архиепископа Геннадия уже в конце 15 века группировались воинствующие церковники, которые настаивали на беспощадной борьбе с ересью по примеру «шпанского (испанского) короля». В кружке Геннадия развивались реакционные идеи о превосходстве церковной власти над светской и о незыблемости монастырского землевладения. В «Повести о белом клобуке» говорилось, что белый клобук попал в Новгород из Рима, а этот клобук «честнее» царского венца, то есть царская власть должна подчиняться духовной.

Учеником и последователем Геннадия был игумен Волоколамского монастыря Иосиф Санин. Его основной труд «Книга на еретиков», получившая в 17 веке название «Просветитель» и другие публицистические сочинения посвящены критике воззрений новгородских и московских еретиков, обоснованию положений воинствующих церковников. В последние годы своей жизни волоцкий игумен попытался упрочить союз воинствующих церковников с великокняжеским правительством. Он разработал теорию божественного происхождения власти московских государей, содействуя тем самым идеологическому укреплению самодержавия. Путем установления строжайшей дисциплины в монастырях, поднятия внешнего благочестия и подавления всякого вольнодумия Иосиф Волоцкий и его последователи (иосифляне) стремились поднять пошатнувшийся авторитет церкви. Иосифлянскую доктрину разделял и  старец одного из псковских монастырей Филофей, в годы правления Василия Третьего развивший далее идею об исторической преемственности власти московских государей от византийских императоров. Согласно его теории, Москва являлась третьим Римом, причем «два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не бывать».

Иные по сравнению с иосифлянами пути церковной реформы намечал Нил Сорский, выходец из дьяческой семьи Майковых. Побывав в молодости на Афоне, Нил основал на реке Соре в Заволжье пустынь, где начал проповедовать свое учение.

Взгляды Нила Сорского формировались под сильным влиянием средневековых мистиков; он отрицательно относился к высшему благочестию и настаивал на необходимости аскетизма и нравственного самосовершенствования. В отличие от иосифлян, преданных каждой букве церковной литературы, Нил Сорский требовал критического подхода к церковным писаниям. Его последователи возражали против иосифлянских жестокостей по отношению к еретикам, а заволжские скиты часто делались очагами ересей.

Учение Нила Сорского также было использовано идеологами боярства и прежде всего Вассианом Патрикеевым, который оставил мысль о необходимости секуляризации недвижимых имуществ церкви.

Открытое столкновение Иосифа Волоцкого с Нилом Сорским и его последователями произошло на церковном соборе 1503 года, на котором Нил Сорский, поддержанный Иваном Третьим, поставил вопрос о секуляризации церковных владений (отсюда последователей Нила называют «нестяжателями»). Иосифлянское большинство собора решительно отвергло предложение о ликвидации монастырского землевладения. Но борьба нестяжателей с иосифлянами продолжалась и в дальнейшем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *