Классовая борьба в 14 — 15 веках шла не только в деревне, но и в городе, где в это время обострились противоречия между «большими» и «лучшими людьми», с одной стороны, и плебейской частью горожан — «меньшими», «молодшими», «черными людьми» — с другой. Городские восстания часто являлись движением протеста одновременно и против ига Золотой Орды, и против гнета со стороны русских феодалов.
В начале 14 века вспыхнули восстания «черных людей» в Костроме, Нижнем Новгороде и Брянске. Крупные городские движения против гнета татаро-монгольских ханов произошли в 1320 году в Ростове, а в 1327 году — в Твери, куда в это время из Золотой Орды был прислан татарский посол Шевкал. Горожане собрали вече, и по его решению Шевкал с его приближенными были убиты. В Новгороде в 1418 году вспыхнуло широкое восстание плебейских масс против боярства. Восставшие стали громить боярские дворы и склады хлебных запасов, а затем с оружием в руках двинулись к Волховскому мосту. Восстание прекратилось лишь после того, как посадник и другие лица, облеченные властью, обещали рассмотреть требования горожан.
В марте 1440 года в Смоленске произошло восстание «черных людей» против литовских феодалов и поддержавших их местных бояр. Часть бояр и представителей литовской администрации бежала из города, с остальными расправились восставшие. Воеводой был поставлен Андрей Дмитриевич Дорогобужский. Изгнанные бояре сделали попытку вернуться в город, но «черные люди» их не пустили, и они были вынуждены разъехаться по селам. Ожидая наступления со стороны литовских военных сил и готовясь к сопротивлению, представители городских верхов Смоленска пригласили на княжение мстиславского князя Юрия Лунгвеньевича. Он принял меры к тому, чтобы не допустить нового выступления городской бедноты и в то же время не дать возможности начать активные действия боярам-сторонникам Литвы. Попытка литовского войска взять Смоленск в ноябре 1440 года не удалась. Только в 1441 году в Смоленске была восстановлена литовская власть.
В 80-х годах 15 века произошло антифеодальное движение в Пскове, длившееся свыше двух лет. Причинами этого восстания послужили стеснения прав горожан и увеличение повинностей смердов.
Одной из форм классовой борьбы были ереси, направленные против господствующей церкви. Во второй половине 14 века в Новгороде и Пскове появилась ересь стригольников, нашедшая особенно широкое распространение среди городских ремесленников. Стригольники не признавали церковной иерархии и обличали всех ее представителей в том, что они являются «стяжателями», получая плату за исполнение церковных служб и наживая таким путем большое имущество. Стригольники были противниками церковных обрядов, не исполняли заупокойных молитв и отрицали исповедь. Официальная церковь в тесном союзе с органами светской власти вела решительную борьбу с «еретиками». Ересь стригольников была близка по своему характеру к средневековым городским ересям Западной Европы.
Об авторе