город Сосновка. История.

Автор:admin

город Сосновка. История.

Селение на территории современного города возникло в конце 17 века. В 1938 году село Сосновка преобразовано в поселок, с 1962 года — город.

Расположен в Вятскополянском районе на реке Вятке. Через город проходит железная дорога, соединяющая Москву с Уралом и Сибирью. Расстояние до областного центра по железной дороге — 600 километров.

Население — 15,9 тысяч человек (1993 год).

Несколько долгих дней и ночей плыли в старой лодке с верховьев Вятки два беглых каторжника. Голодные, уставшие до изнеможения, они, сменяясь, лежали на дне лодки, сомкнув глаза, и чутко прислушиваясь ко всем звукам. К вечеру  река круто повернула влево, и за излучиной блеснули налитые янтарем колонны вековых корабельных сосен. Ночь у костра люди провели в беспокойстве. А наутро обследовали местность и увидели, что обильна она живностью, ягодами да грибами. Следов человека на несколько верст вокруг не обнаружили. Прожили они здесь с неделю, а потом решили остаться навсегда. Так появилось на левом берегу реки Вятки поселение, которое назвали Сосновкой.

Старинная эта легенда, овеянная туманом, живет в народе до сих пор. Более трехсот лет прошло с того времени, но осталась в память о каторжанах самая распространенная в этих местах фамилия Павловы — так по легенде звали одного из беглых, — да красивое название поселения.

Точной даты возникновения Сосновки в архивных документах не обнаружено. А первое упоминание о ней относится к 1690 году. Старожилы Сосновки, чьи воспоминания сохранены в местном краеведческом музее, рассказывали, что при въезде в деревню стоял указательный столб, к которому была прибита доска с надписью: «Деревня Сосновка Старотрыкской волости Малмыжского уезда, дворов — 87, жителей — 402 человека, из них мужского пола — 187, женского — 215 человек».

В дореволюционной Сосновке было три улицы — Деревня, Закутум и Митровка. К сожалению, ныне эти улицы носят безликие названия — Советская, Садовая, Коммунальная.

Первой возникла улица Деревня. Потом появилась Закутум — производное название от слова «закут» — маленький, темный хлевушек для скотины. Сосны, под сенью которых выросла улица, затеняли ее и создавали впечатление закутка. Митровка была названа по имени некого Митрия, первым поставившего здесь дом. На горе отстраивалась еще одна улица, на которой было всего 4 дома, она именовалась Вшивой Горкой. Такое пренебрежительное название объясняется, видимо, тем, что жили на этой уличке молодые, очень бедные семьи, про которых в старину говаривали: «Живет в Вятке, да ходит в однорядке» или еще больнее — «В одном кармане вошь на аркане, в другом блоха на цепи».

Если расположенные выше по реке Вятские Поляны развивались как торговое село, то Сосновка — как промышленное. В 1763 году на берегу речки Пыжманки, впадающей в Вятку, был открыт значительный по тому времени медеплавильный завод, принадлежавший казанским купцам Ковалевым. В четырех печах выплавлялось около 1500 пудов меди в год. Работные люди Пыжманского медеплавильного завода оказали активную помощь и поддержку Емельяну Пугачеву в его походе на Казань. Они привезли крестьянскому предводителю несколько пушек собственного изготовления.

В 1830 году местным купцом Решетниковым в Сосновке была основана канатнопрядильная фабрика, на которой работали 16 человек. Годовое производство выражалось цифрой в 8 тысяч рублей. Канаты и веревки поставлялись в основном лесопромышленникам, которые занимались заготовками и сплавом леса.

Другой потомок коренных жителей Сосновки, и тоже Решетников, в 1905 году основал в селе лесопильный завод. Поначалу здесь с помощью циркульной пилы, приводимой в движение вручную, производилась только распиловка древесины на дрова. Через два года хозяин завода купил пилораму и паровой двигатель «Маршаль», установив это оборудование в холодном дощатом сарае. Дальше — больше. С приобретением локомобиля начали пилить кровельный и половой лес, продукцию отправляли на Волгу. В ту пору на заводе работали около 20 человек.

В 1912 году началось строительство железной дороги Казань — Екатеринбург, которая пролегала через Вятские Поляны и Сосновку. 20 октября 1915 года через разъезд Сосновка прошел первый поезд. Железная дорога способствовала расширению экономических связей села с другими регионами страны и ускорила его  промышленное развитие.

В остальном Сосновка мало чем отличалась от других селений губернии. Крестьяне, не занятые на местных промышленных  предприятиях, занимались землепашеством, кустарными промыслами.

В 1910 году в селе открыта первая двухкомплектная земская школа на 60 детей. В основном это были дети промышленников, зажиточных крестьян и священнослужителей. Уделом же большинства жителей Сосновки были невежество и забитость.

До революции село украшали две церкви: деревянная и каменная. В тридцатые годы власти обе закрыли. Деревянная была превращена в клуб — первое учреждение культуры на селе. В 50-е годы клуб сгорел и на его месте построен действующий и поныне клуб имени Гагарина. 

Каменная же церковь, расположенная в двух шагах от улицы Советской (бывшей Деревни) напротив лавки купца Решетникова, использовалась как школьное здание. В ней занимались учащиеся начальных классов семилетней школы.

Ускоренными темпами промышленность Сосновки стала развиваться после Октябрьской социалистической революции. В 1924 году здесь была заложена судостроительная верфь — предприятие, давшее мощный толчок к развитию города. Работать в Сосновку перебрались специалисты из Астрахани, Городца, Пензы и других городов. В первую очередь здесь были поставлены лесопильный цех, где установлены одна пилорама и локомобиль в 24 лошадиные силы, а также кузница, столярка, конюшня, столовая.

Первые годы суда строили полусезонным методом. Закладка и постройка их производилась зимой, достройка и сдача заказчикам — летом. Строительство велось по проектам Астраханской верфи.

В 1928 году территория верфи с одного гектара увеличилась до шести, но по-прежнему представляла собой открытую площадку. В нелегких условиях, когда почти все операции выполнялись вручную, за 4 первых года были построены четыре рыбные шаланды длиной по 55 метров каждая и 8 живорыбных садков длиной по 22 метра. Первым трем шаландам были присвоены громкие, в духе того времени названия: «Факел социализма», «Труд революции», «Пионерка».

Каждый спуск судна на воду для судостроителей был огромным праздником. Посмотреть на это зрелище сбегалось почти все население Сосновки.

В годы первых пятилеток судоверфь выполняла самые различные заказы для народного хозяйства страны, главным образом для рыбной промышленности. Местные умельцы, никогда в жизни не видевшие моря, освоили строительство таких судов, как шаланды, парусные рыбницы, морские плашкоуты, плавучие рыбзаводы, рефрижераторы, речные сухогрузные баржи. В 1935 — 1936 годах по заказу Наркомата пищевой промышленности стали строить кунгасы и кавасаки — рыболовные суда, которые ранее закупались в Японии. Суда были очень прочными, надежными, что по условиям штормового Охотского моря, где они использовались, было немаловажным достоинством. К тому же кавасаки, даже со всем уловом рыбы с помощью тросов могли втягиваться на палубы судов-рыбозаводов. Рыба из трюма быстро выгружалась, и судно возвращалось на воду.

Судоверфь ежегодно расширялась, крепла ее материальная и техническая база, росли кадры судостроителей. С 1934 года на предприятии появились первые дипломированные специалисты.

Перед войной судоверфь представляла собой хорошо организованное предприятие, где был накоплен большой опыт строительства деревянных судов. Значительно выросло и само село, были построены несколько жилых домов, клуб, баня, два общежития.

В 1936 году в Сосновке было начато сооружение средней школы. Поскольку строительных организаций здесь не было, заключили договор с подрядчиком из близлежащей деревни Чекашево, мастером по деревянному строительству П. М. Ямашевым. Потребовался на фундамент кирпич или бутовый камень. Местные власти пошли по самому простому пути: Вятскополянский райсполком издал постановление, и согласно ему в Сосновке была разобрана кирпичная церковь. Стройматериал был уложен в фундамент. Через полгода — в короткий срок — строительство школы было завершено, но Сосновка лишилась своего единственного памятника архитектуры.

В годы Великой Отечественной войны, когда судьба страны решалась не только на полях сражений, но и глубоко в тылу, сосновские судостроители самоотверженно трудились во имя Победы. Через три дня после объявления войны на судоверфи из 360 основных рабочих осталось 50. Но работы на верфи не прекращались. На смену ушедшим на фронт пришли женщины, старики, подростки. План надо было делать, и план делали.

В начале сентября в Сосновку была эвакуирована часть рабочих Ленинградского судостроительного завода «Быстрый», прибыло оттуда и оборудование. На заводе в короткие сроки была произведена реконструкция старых производственных площадей, технологической базы. Одновременно велось строительство жилья для прибывших специалистов. Кстати, пополнение поступило не только из Ленинграда, но и из многих районов Кировской области. Большая группа 12 — 15-летних подростков, окончивших ремесленное училище, к примеру, прибыла из соседнего Малмыжского района. Три дня добирались до Сосновки ребята пешком. Обутые в лапти или брезентовые ботинки, они одолели в лютый декабрьский мороз 1941 года 70 километров. Разместили их в клубе, куда они приходили только спать. Цех для ребят стал, по сути, вторым домом. Так еще неокрепшие плечи мальчишек и девчонок приняли на себя тяжелое бремя войны.

В конце 1941 года завод получил первое фронтовое задание — начать выпуск аэросаней. За зиму 1941 — 1942 годов судостроители дали фронту 267 невиданных ранее машин.

Весной 1942 года по большой воде из Ярославля прибыли четыре корпуса боевых катеров. День и ночь велся монтаж  судов, и в июле готовые катера вместе с командирами были отправлены к месту назначения. А уже во втором квартале началось строительство боевых кораблей — торпедных катеров, охотников за подводными лодками.

Существующая технология поточно-бригадного метода уже не удовлетворяла возросшие потребности фронта. Приказом Народного комиссариата судостроительной промышленности в октябре 1942 года завод обязывался перейти на поточно-позиционную постройку судов. Этому предшествовала огромная и длительная работа: были спроектированы и построены эллинги, в них проложены железнодорожные пути, изготовлены и смонтированы конвейерные тележки, построены бытовые помещения.

20 апреля 1943 года бригада судоплотников, руководимая С. А. Ижевкиным, принесла на своих плечах из корпусообрабатывающего цеха огромный киль и в торжественной обстановке произвела на первой позиции четвертого эллинга закладку судна. Так впервые в Советском Союзе корабелы стали собирать суда поточно-позиционным, то есть конвейерным способом. Новый метод давал возможность в несколько раз увеличить выпуск продукции. Один за другим сходили со стапеля корабли для Военно-Морского флота.

В ту пору двигатели на завод поставляли американцы. И однажды были крайне удивлены тем, что спрос на их продукцию резко возрос. Что же там придумали русские? Когда небольшая делегация заокеанских промышленников приехала в маленький поселок в глухой вятской глубинке, она долго и дотошно знакомилась с производством. Гости удивленно качали головами: «О кей! Даром, что русские медведи, а судостроение развернули по последнему слову техники».

Отгремели бои. Кто-то вернулся с полей сражений в родное село, а кто-то нет. В память о тех, кто отдал свою жизнь за свободу и независимость Родины, в парке Победы недалеко от Дворца культуры «Судостроитель» установлен обелиск.

Маленькая и маломощная некогда судоверфь в годы войны стала крупным судостроительным предприятием. Первые послевоенные годы были ознаменованы не только высоким трудовым накалом, но и верой в светлое будущее. В мирный труд включились вчерашние фронтовики. Судостроители приступили к выпуску мирной продукции.

В заводском музее представлены все макеты судов, созданных на предприятии более чем за полстолетие: шаланды, плашкоуты, плавучие рыбзаводы, рефрижераторы, сейнеры, пассажирские суда на воздушной подушке — чего только не умеют руки сосновских корабелов!

… Над пирсом стремительно носятся чайки. Бледно-голубое небо, последние яркие краски листвы. Чудный осенний день. Словно большие птицы, опустившиеся на воду перед дальней дорогой, замерли у пирса белоснежные траулеры. «Балтики» готовятся в рейс.

Капитан одной из «Балтик» Анатолий Анатольевич Руденко уже на своем рабочем месте. Он и его команда принимают судно. На судах типа «Балтика» Руденко уже работал.

-Очень хорошие траулеры, — говорит капитан. — Рыбакам нравятся. Удобства для команды, простота механизмов. Мои друзья, работающие на Черном и других морях, придерживаются такого же мнения. Мне нравится, что сосновские корабелы чутко реагируют на наши замечания. В процессе эксплуатации траулера они, естественно, возникают. По нашим предложениям усовершенствована ходовая рубка, выдержан согласно правилам техники безопасности слип. Думаем, что и холодильники со временем будут установлены более мощные. А в общем, траулер получился, у него прекрасные мореходные качества.

Идут сегодня по большой воде Вятки, Камы, Волги наши траулеры. У капитана Руденко порт приписки город Николаев, место работы — один из рыболовецких колхозов. А другие суда идут еще дальше, ведь «Балтику» можно встретить не только на наших акваториях, но и в водах Болгарии, Румынии, Югославии и даже далекой Австралии.

29 марта 1962 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок Сосновка преобразован в город районного подчинения.Один из самых молодых городов на карте области заметно вырос за последние годы. Кроме судостроительного завода, в Сосновке еще более 50 предприятий. Они, конечно, помельче, но без них жизнь города, пожалуй, немыслима.

Одно из старейших предприятий Сосновки — лесобаза, например, располагает поточной линией для разделки хлыстов на деловые сортименты. Линий такого типа в стране считанные единицы, и одна из них — на вятской земле. Древесина поставляется машиностроительному и судостроительному заводам, заводу металлоизделий, деревообрабатывающему объединению, а более половины всего объема сплавляется дальше по реке — на Волгу.

Рядом с лесобазой расположен деревообрабатывающий завод. В годы войны он выпускал тару для боеприпасов. Сейчас входит в производственное деревообрабатывающее объединение «Вятские Поляны» и выпускает сотни тысяч кубометров пиломатериалов для предприятий области и страны.

На глазах растут кварталы города, утопая в зелени берез. На месте снесенных старых строений возводятся новые жилые дома, магазины, детские сады, предприятия бытового обслуживания. Словно огромный белый теплоход, ожидающий у причала пассажиров, застыл в центре города корабелов Дворец культуры «Судостроитель». С удовольствием отдыхают здесь жители Сосновки.

Есть еще один внешне неприметный, но очень притягательный для жителей города и его гостей уголок — краеведческий музей в средней школе № 2, созданный учителем-энтузиастом, исследователем родного края Н. И. Уракаевым и его учениками. Вся история Сосновки в ее экспонатах и документах. А их более шестисот!

Любят в городе спорт. Особая гордость жителей — призер 12 зимних Олимпийских игр в Инсбурге по лыжным гонкам выпускник средней школы № 2 Евгений Беляев.

Город вятских корабелов еще очень молод. И не удивительно, что рядом со старыми домишками тянутся ввысь башенные краны новостроек. Уютный, зеленый город на левом берегу Вятки станет еще краше, ведь планом социального развития Сосновки предусматривается строительство Дома быта, детских садов, магазинов, школы, будут проводиться работы по дальнейшему благоустройству города.

На рубеже второго и третьего тысячелетий Сосновке исполнится триста лет. И хочется верить, что в новом тысячелетии в летописи города появится не мало прекрасных страниц.

 

Основные даты

1690 год — первое упоминание о Сосновке.

1763 год — основан медеплавильный завод.

1830 год — основана канатно-прядильная фабрика.

1905 год — основан лесопильный завод.

1910 год — открыта земская школа.

1915 год — через разъезд Сосновку прошел первый поезд.

1928 год — построена судоверфь.

1938 год — село преобразовано в поселок.

1962 год — поселок получил статус города.

 

(В. А. Ситников, Н. И. Перминова и другие «Энциклопедия Земли Вятской» Т 1. Города. Киров. 1994.).

Об авторе

admin administrator

Кировская область, Свечинский район, пгт. Свеча

Оставить ответ