Menu

город Сосновка. История.

0 Comments

Селение на территории современного города возникло в конце 17 века. В 1938 году село Сосновка преобразовано в поселок, с 1962 года — город.

Расположен в Вятскополянском районе на реке Вятке. Через город проходит железная дорога, соединяющая Москву с Уралом и Сибирью. Расстояние до областного центра по железной дороге — 600 километров.

Население — 15,9 тысяч человек (1993 год).

Несколько долгих дней и ночей плыли в старой лодке с верховьев Вятки два беглых каторжника. Голодные, уставшие до изнеможения, они, сменяясь, лежали на дне лодки, сомкнув глаза, и чутко прислушиваясь ко всем звукам. К вечеру  река круто повернула влево, и за излучиной блеснули налитые янтарем колонны вековых корабельных сосен. Ночь у костра люди провели в беспокойстве. А наутро обследовали местность и увидели, что обильна она живностью, ягодами да грибами. Следов человека на несколько верст вокруг не обнаружили. Прожили они здесь с неделю, а потом решили остаться навсегда. Так появилось на левом берегу реки Вятки поселение, которое назвали Сосновкой.

Старинная эта легенда, овеянная туманом, живет в народе до сих пор. Более трехсот лет прошло с того времени, но осталась в память о каторжанах самая распространенная в этих местах фамилия Павловы — так по легенде звали одного из беглых, — да красивое название поселения.

Точной даты возникновения Сосновки в архивных документах не обнаружено. А первое упоминание о ней относится к 1690 году. Старожилы Сосновки, чьи воспоминания сохранены в местном краеведческом музее, рассказывали, что при въезде в деревню стоял указательный столб, к которому была прибита доска с надписью: «Деревня Сосновка Старотрыкской волости Малмыжского уезда, дворов — 87, жителей — 402 человека, из них мужского пола — 187, женского — 215 человек».

В дореволюционной Сосновке было три улицы — Деревня, Закутум и Митровка. К сожалению, ныне эти улицы носят безликие названия — Советская, Садовая, Коммунальная.

Первой возникла улица Деревня. Потом появилась Закутум — производное название от слова «закут» — маленький, темный хлевушек для скотины. Сосны, под сенью которых выросла улица, затеняли ее и создавали впечатление закутка. Митровка была названа по имени некого Митрия, первым поставившего здесь дом. На горе отстраивалась еще одна улица, на которой было всего 4 дома, она именовалась Вшивой Горкой. Такое пренебрежительное название объясняется, видимо, тем, что жили на этой уличке молодые, очень бедные семьи, про которых в старину говаривали: «Живет в Вятке, да ходит в однорядке» или еще больнее — «В одном кармане вошь на аркане, в другом блоха на цепи».

Если расположенные выше по реке Вятские Поляны развивались как торговое село, то Сосновка — как промышленное. В 1763 году на берегу речки Пыжманки, впадающей в Вятку, был открыт значительный по тому времени медеплавильный завод, принадлежавший казанским купцам Ковалевым. В четырех печах выплавлялось около 1500 пудов меди в год. Работные люди Пыжманского медеплавильного завода оказали активную помощь и поддержку Емельяну Пугачеву в его походе на Казань. Они привезли крестьянскому предводителю несколько пушек собственного изготовления.

В 1830 году местным купцом Решетниковым в Сосновке была основана канатнопрядильная фабрика, на которой работали 16 человек. Годовое производство выражалось цифрой в 8 тысяч рублей. Канаты и веревки поставлялись в основном лесопромышленникам, которые занимались заготовками и сплавом леса.

Другой потомок коренных жителей Сосновки, и тоже Решетников, в 1905 году основал в селе лесопильный завод. Поначалу здесь с помощью циркульной пилы, приводимой в движение вручную, производилась только распиловка древесины на дрова. Через два года хозяин завода купил пилораму и паровой двигатель «Маршаль», установив это оборудование в холодном дощатом сарае. Дальше — больше. С приобретением локомобиля начали пилить кровельный и половой лес, продукцию отправляли на Волгу. В ту пору на заводе работали около 20 человек.

В 1912 году началось строительство железной дороги Казань — Екатеринбург, которая пролегала через Вятские Поляны и Сосновку. 20 октября 1915 года через разъезд Сосновка прошел первый поезд. Железная дорога способствовала расширению экономических связей села с другими регионами страны и ускорила его  промышленное развитие.

В остальном Сосновка мало чем отличалась от других селений губернии. Крестьяне, не занятые на местных промышленных  предприятиях, занимались землепашеством, кустарными промыслами.

В 1910 году в селе открыта первая двухкомплектная земская школа на 60 детей. В основном это были дети промышленников, зажиточных крестьян и священнослужителей. Уделом же большинства жителей Сосновки были невежество и забитость.

До революции село украшали две церкви: деревянная и каменная. В тридцатые годы власти обе закрыли. Деревянная была превращена в клуб — первое учреждение культуры на селе. В 50-е годы клуб сгорел и на его месте построен действующий и поныне клуб имени Гагарина. 

Каменная же церковь, расположенная в двух шагах от улицы Советской (бывшей Деревни) напротив лавки купца Решетникова, использовалась как школьное здание. В ней занимались учащиеся начальных классов семилетней школы.

Ускоренными темпами промышленность Сосновки стала развиваться после Октябрьской социалистической революции. В 1924 году здесь была заложена судостроительная верфь — предприятие, давшее мощный толчок к развитию города. Работать в Сосновку перебрались специалисты из Астрахани, Городца, Пензы и других городов. В первую очередь здесь были поставлены лесопильный цех, где установлены одна пилорама и локомобиль в 24 лошадиные силы, а также кузница, столярка, конюшня, столовая.

Первые годы суда строили полусезонным методом. Закладка и постройка их производилась зимой, достройка и сдача заказчикам — летом. Строительство велось по проектам Астраханской верфи.

В 1928 году территория верфи с одного гектара увеличилась до шести, но по-прежнему представляла собой открытую площадку. В нелегких условиях, когда почти все операции выполнялись вручную, за 4 первых года были построены четыре рыбные шаланды длиной по 55 метров каждая и 8 живорыбных садков длиной по 22 метра. Первым трем шаландам были присвоены громкие, в духе того времени названия: «Факел социализма», «Труд революции», «Пионерка».

Каждый спуск судна на воду для судостроителей был огромным праздником. Посмотреть на это зрелище сбегалось почти все население Сосновки.

В годы первых пятилеток судоверфь выполняла самые различные заказы для народного хозяйства страны, главным образом для рыбной промышленности. Местные умельцы, никогда в жизни не видевшие моря, освоили строительство таких судов, как шаланды, парусные рыбницы, морские плашкоуты, плавучие рыбзаводы, рефрижераторы, речные сухогрузные баржи. В 1935 — 1936 годах по заказу Наркомата пищевой промышленности стали строить кунгасы и кавасаки — рыболовные суда, которые ранее закупались в Японии. Суда были очень прочными, надежными, что по условиям штормового Охотского моря, где они использовались, было немаловажным достоинством. К тому же кавасаки, даже со всем уловом рыбы с помощью тросов могли втягиваться на палубы судов-рыбозаводов. Рыба из трюма быстро выгружалась, и судно возвращалось на воду.

Судоверфь ежегодно расширялась, крепла ее материальная и техническая база, росли кадры судостроителей. С 1934 года на предприятии появились первые дипломированные специалисты.

Перед войной судоверфь представляла собой хорошо организованное предприятие, где был накоплен большой опыт строительства деревянных судов. Значительно выросло и само село, были построены несколько жилых домов, клуб, баня, два общежития.

В 1936 году в Сосновке было начато сооружение средней школы. Поскольку строительных организаций здесь не было, заключили договор с подрядчиком из близлежащей деревни Чекашево, мастером по деревянному строительству П. М. Ямашевым. Потребовался на фундамент кирпич или бутовый камень. Местные власти пошли по самому простому пути: Вятскополянский райсполком издал постановление, и согласно ему в Сосновке была разобрана кирпичная церковь. Стройматериал был уложен в фундамент. Через полгода — в короткий срок — строительство школы было завершено, но Сосновка лишилась своего единственного памятника архитектуры.

 

(В. А. Ситников, Н. И. Перминова и другие «Энциклопедия Земли Вятской» Т 1. Города. Киров. 1994.).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *