Императрица любила своего сына, проявляя о нем большую заботу, но старалась держать его на расстоянии, чтобы не отвлекаться от государственных дел. Часто Павел был предоставлен самому себе и старался попасть в общество взрослых, надеясь привлечь их внимание. Нередко ребенок становился невольным слушателем разговоров о пытках, казнях, государственных изменах. Но эти беседы пугали Павла, поэтому много времени он проводил в одиночестве, мечтая создать государство детей, куда было бы запрещено приезжать взрослым, или наблюдая за подаренными ему чижами. Сын и мать виделись редко, а когда Павлу разрешалось сопровождать императрицу на каких-либо торжествах, это обычно сводилось к присутствию ребенка у стола, за которым Екатерина играла в карты с приближенными.
В сентябре 1764 года его наставником стал Семен Андреевич Порошин, бывший адъютант покойного императора Петра Федоровича. Формально 23-летний Семен Порошин обязывался преподавать ребенку математику, но взял на себя большие полномочия: он пытался развивать те способности, которые заложила в Павла природа. На протяжении двух лет ( с 1764 по 1766 год) Порошин ежедневно писал в личном дневнике о своих успехах в преподавании и о делах воспитанника. Этот документ сохранил для историков уникальные сведения о детстве будущего императора. Однажды дневник попал на глаза Н. И. Панину, и тот решил избавиться от Порошина, опасаясь усиления его влияния на воспитанника.
Семен Андреевич учил Павла многим вещам, далеким от математики, вкладывая в юную голову мысли о славе Отечества, о величии российской истории, восхваляя деяния Петра Первого и русскую культуру. Придворные безуспешно пытались настроить маленького наследника трона против его наставника. Конфликт закончился тем, что Семена Андреевича по приказу Екатерины отправили служить в Ахтырку, где он и скончался в 1769 году. Эти события привели к зарождению вражды между сыном и матерью. Большую роль в развитии неприязни сыграли и сплетни придворных об убийстве отца Павла — Петра Третьего — по приказу императрицы.
Будучи ребенком, Павел утвердился в мысли, что его отец был хорошим правителем, потому что упразднил Тайную канцелярию с ее зверскими пытками. А вот мать приказала казнить Мировича. С возрастом Павел Петрович сформировал более отчетливое представление о своих родителях: Петр Федорович, безусловно, очень хороший человек, а вот Екатерина Алексеевна совершила немало жестоких дел и, наверное, убила своего мужа — отца Павла.
Об авторе