Menu

Централизация государственного аппарата в конце 15 и начале 16 века

0 Comments

В конце 15 — начале 16 века центральный и местный государственный аппарат сохранил еще ряд черт старой дворцово-вотчиной системы управления, характерной для периода феодальной раздробленности. Сколько-нибудь прочное объединение Северо-Восточной Руси в единое государство было невозможно без дальнейшей централизации этого аппарата. Проведение ее развернулось уже в конце 15 — начале 16 века, то есть в скоре после того, как в основном были объединены русские земли под главенством Москвы. В борьбе за укрепление Русского государства великокняжеская власть опиралась на растущее дворянство и использовала поддержку городов.

В составе России конца 15 — 16 века еще существовали отдельные земли, частью даже княжества, сохранявшие свои особенности в управлении, — удельное княжество Волоцкое, полусамостоятельное Рязанское княжество и Псковская феодальная республика. В 1504 году даже были созданы новые уделы — Дмитровский, Калужский, Угличский и Старицкий для младших сыновей Ивана Третьего. Эти и некоторые другие, более мелкие княжества представляли собой прямое наследие периода феодальной раздробленности. Удельно-княжеские дворы не раз на протяжении 16 века делались очагами феодальных смут. Их ликвидация являлась важной задачей великокняжеского правительства, разрешенной в начале века.

Верховную власть в Русском государстве конца 15 — начала 16 века осуществляли великий князь, авторитет которого постепенно возрастал, и Боярская дума. Будучи советом представителей феодальной аристократии, Боярская дума по существу значительно ограничивала власть великого князя. Без совета с боярами великий князь обычно не принимал решений по важнейшим вопросам, касавшимся законодательства, внешнеполитических сношений и суда. Порядок назначения в Думу, как и вообще на высшие судебно-административные должности, определялся системой местничества, то есть положением феодала на сословно-иерархической лестнице, которое зависело прежде всего от знатности «рода», частично от «выслуги» самого феодала и его предков. Все это приводило к засилью представителей феодальной аристократии в правительственном аппарате. Боярская дума состояла обычно из сравнительно небольшого числа бояр и окольничих, происходивших, как правило, лишь из среды чернигово-северских князей и «гедиминовичей» — потомков литовского великого князя Гедимина, либо из ростово-суздальских княжат, либо, наконец, из старомосковского боярства. Кичливая феодальная знать вела постоянную борьбу за чины и звания.

Стремясь ослабить аристократический состав Боярской думы, Иван Третий (1462 — 1505) и Василий Третий (1505 — 1533) стали привлекать к участию в ее заседаниях дьяков, ведавших делопроизводством Думы и получивших позднее название «думных дьяков», а также наиболее преданных великому князю дворян, которые впоследствии именовались «думными дворянами». Однако в конце 15 — начале 16 века в целом Дума еще представляла собой орган власти крупной земельной аристократии, выступавшей против дальнейшей централизации государственного аппарата.

Основой формирования исполнительных учреждений стали великокняжеский дворец во главе с дворецким и казна во главе с казначеем. Дворец управлял прежде всего личными великокняжескими землями, казна была государственной канцелярией. К числу важнейших дворцовых чинов в начале 16 века принадлежали также «конюший», «кравчий», «оружничий» и другие. Дворцовые чины обычно получали нетитулованные представители старомосковского боярства, издавна связанного с великокняжеским двором. Одним из средств обеспечения этих дворцовых чинов были «кормы», сбиравшиеся с «путей», то есть специальных подведомственных им территорий.

Практическую работу в государственных учреждениях в значительной степени осуществлял дьяческий аппарат казны, формировавшийся главным образом из дворян. Казначей ведал государственными финансами, являлся хранителем государственного архива. Вместе со своим помощником — печатником он принимал участие в организации дипломатической службы. С конца 15 века в составе казны уже начали выделяться специальные дьяки, которым поручались определенные отрасли управления. Так, в связи с широкой организацией в стране ямской службы появились ямские дьяки, в связи с развитием поместной системы — поместные дьяки и так далее. Из состава Боярской думы также начинают выделяться особые комиссии из бояр и дьяков, ведавшие отдельными отраслями управления. Начавшееся обособление отдельных отраслей центрального управления свидетельствовало о зарождении новой системы управления, получившей впоследствии название приказной.

В конце 15 — начале 16 века происходили существенные изменения и в составе вооруженных сил. Основной частью русского войска оставалась дворянская конница. Вместе с тем в связи с распространением огнестрельного оружия — «пищалей», овладение которым требовало специальных навыков, в начале 16 века появились отряды пищальников, набиравшиеся из среды посадских людей. Отряды пищальников являлись зародышем постоянного войска на Руси. Возросло также значение артиллерии. Изготовлением пушек и пищалей занимался специальный Пушечный двор в Москве. Постепенно в военных действиях все большее участие начинает принимать «посошная рать», то есть пешее ополчение, набиравшееся из крестьянского и посадского населения. Авангардом русских вооруженных сил, выдвинувшихся в южные степи, стали конные отряды казаков, которые несли дозорную службу.

С конца 15 века происходит перестройка и местного управления. Система кормлений, существовавшая в период образования Русского централизованного государства, в первой половине 16 века постепенно изживает себя. Получение наместниками и волостелями «кормов» непосредственно с подведомственного им населения открывало простор для всяческих злоупотреблений властью и не позволяло сосредоточить финансы в великокняжеской казне. Крупнейшие наместничества находились в руках феодальной знати, не склонной поступаться своими правами и привилегиями. Стремясь ограничить власть наместников и волостелей, великокняжеское правительство с конца 15 века все чаще и чаще выдает местным землевладельцам, посадскому населению и черносошному крестьянству специальные уставные грамоты, содержащие регламентацию поборов в пользу наместников и волостелей. Срок пребывания на наместничестве постепенно сокращался и в первой половине 16 века обычно не превышал одного года.

Ограничение власти наместников было сопряжено с увеличением политического влияния, дворянства на местах и с дальнейшей централизацией местного управления. С начала 16 века постепенно вводился институт городовых приказчиков, в руки которых передавалась административно-финансовая власть в городах и относившихся к ним уездам. Городовые приказчики ведали строительством городских укреплений, распоряжались организацией материального обеспечения обороны городов, собирали ряд податей с населения. Появление городовых приказчиков,  набиравшихся из мелкого дворянства, знаменовало новое ограничение власти наместников и укрепление политических позиции дворянства на местах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *