На высоком холме у шестого километра дороги Вильнюс — Нововильня стоит обелиск из черного гранита. Под ним — братская могила экипажа бомбардировщика дальнего действия 12-го гвардейского Гатчинского авиаполка. Самолет, командиром которого был Б. Кочеманов, при возвращении на базу в ночь на 5 июля 1944 года был атакован двумя вражескими истребителями и, охваченный пламенем, упал на оккупированную врагом территорию. Вместе с командиром погибли бортмеханик А. Блинов, механик Г. Молков, стрелок Г. Затыкин. Крестьяне И. Младеновский и М. Томашевский, рискуя жизнью, тайно похоронили летчиков.
Спаслись на парашютах штурман М. Забиякин и стрелок-радист М. Степанов. Первый из них погиб над Балтикой за несколько дней до победы.
Мы узнали также, что это был комсомольский экипаж. Защищая Ленинград, он совершал по три-четыре вылета за ночь.
Однажды бомбардировщик вернулся с пробоинами. «Вот что, друзья, — сказал командир, — насчет пробоин пока молчок. Сходим еще раз в бой, тогда и доложим. А сейчас — вешай бомбы». И они снова ушли в небо.
Молодежь Вильнюса свято хранит память о подвиге летчиков, геройски павших на литовской земле. Пионеры установили связь с их родными, пригласили в гости. А наша бригада обратилась с призывом к другим комсомольско-молодежным коллективам завода: в честь 30-летия Победы принять в свои ряды погибших храбрецов. Нас поддержали — по одному члену экипажа зачислено в пяти бригадах.
З. Шостак, бригадир комсомольско-молодежной бригады головного завода фирмы «Нерис».
Правда, 1975, 16 марта.
Об авторе