Б. Л. Пастернак — поэт большого и своеобразного дарования. Отец его Л. О. Пастернак, был известный художник, мать Р. И. Кауфман, пианистка, внушила сыну любовь к музыке. Увлеченность музыкой, близость к известным художникам, бывавшим в доме Пастернаков, интересы этой среды — всем этим было наполнено детство поэта. Закончив гимназию в 1908 году, Б. Пастернак поступил в Московский университет, философское отделение которого он закончил в 1913 году. В это время он начал писать стихи.
В судьбе Б. Пастернака нет последовательности и постепенности. Он добился успеха как начинающий композитор, его сочинение хвалил сам Скрябин. Но, добившись успеха, он бросил музыку и ушел в философию. Здесь его также ждал успех и признание немецких философов. Однако успех, которому позавидовали бы многие, испугал Пастернака и он ушел в поэзию, которая была его судьбой, хотя и не принесла ему ничего из того, что мы называем жизненными благами.
Первые стихи Б. Л. Пастернак напечатал в 1914 году в сборнике «Лирика», с этого времени поэзия становится главным и единственным делом его жизни. В середине 1920-х годов он обратился к историко-революционной теме и создал широкие лирико-эпические полотна — «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт», которые заняли видное место в послереволюционной литературе. В первые воссозданы революционные события, показан восставший народ; во второй изображен вожак, поднятый на гребень восстания. Здесь поэта заинтересовала судьба личности в революции. В стихотворении «После грозы» (1958 год) выражена авторская точка зрения на соотношение исторического события и личности:
Не потрясения и перевороты
Для новой жизни очищают путь,
А откровения, бури и щедроты
Души воспламененной чей-нибудь.
То есть не безликая масса, а «воспламененные души» творят историю.
Самыми трудными для творчества Б. Пастернака стали 1930-е годы. Поэт мало и с трудом печатался. Он решил заняться переводами. Начатая в 1934 году, эта работа продолжалась практически до последних дней его жизни. Замечательные переводы грузинских поэтов, Шекспира, Гете, Шиллера, Рильке, Верлена принесли ему известность.
Поэтический мир Б. Пастернака предстает перед читающим его стихи во всем богатстве ассоциаций, которые обновляют понимание знакомых предметов и явлений, во всей динамичности сменяющихся картин природы в жизни человека, во всей самобытности характера художника. Слова играют, перетекают друг в друга, меняя смысл, как меняется красочный спектр цветов на переливающейся под солнцем пленке мыльного пузыря:
Намокшая воробушком
Сиреневая ветвь.
Или:
Весна, я с улицы, где тополь удивлен,
Где даль пугается, где дом упасть боится,
Где воздух синь, как узелок с бельем
У выписавшихся из больницы…
Б. Пастернак смело вводит в поэтическую речь «язык улицы», прозаичные, характерные словечки, передающие колорит времени. Проза Б. Пастернака столь же образна, так же воздушна, как его поэзия. Ранняя проза писателя — «Охранная грамота» (1931), «Воздушные пути» (1933) — автобиографична.
Много лет трудился Б. Л. Пастернак над романом «Доктор Живаго», который можно назвать главной книгой его жизни.
Утверждение, что «не потрясенья и не перевороты» очищают «путь для достижения истории», проявилось в романе с достаточной определенностью. Революция, по мнению Пастернака, принесла народам России неисчислимые страдания. Писатель был убежден, что страшные репрессии, убийство миллионов ни в чем неповинных людей ничем не могут быть оправданы.
Публикация романа и присуждение Пастернаку Нобелевской премии в 1958 году вызвали в Советском Союзе политический скандал. Пастернака исключили из Союза писателей, в печати была организованна его травля от имени литературной и советской общественности, требовавшей высылки автора из страны. Пастернак вынужден был отказаться от премии и подписать «покаянное» письмо. Все эти обстоятельства ускорили его кончину.
Об авторе