Особенно замечательными в конце 15 и в 16 веке были достижения в области русской архитектуры. Органически усвоив традиции народного зодчества, она создала свой стиль, классический по зрелости и мастерству, в котором особенно ярко выразилось своеобразие и высокий уровень национальной художественной культуры.
Дошедшие до нашего времени в небольшом числе памятники деревянного зодчества этого периода отличаются совершенством форм и большой выразительностью. Такова, например, построенная в 1493 году величавая Георгиевская церковь в селе Юксовичах.
Самым крупным достижением русской деревянной архитектуры был шатровый стиль. Постройки этого типа представляли собой «столп», то есть поднятое вверх сооружение, заканчивающееся пирамидой, напоминающей обычный шатер со скатами по граням. Устремленные ввысь шатровые церкви, стоявшие по берегам рек, красиво выделялись на фоне русской равнины. Прекрасным сооружением шатрового стиля была выстроенная в 1501 году деревянная церковь в селе Уне, Архангельской области (сгорела в 1892 году).
Примером деревянного сооружения нецерковного характера могут служить выстроенные в 1565 году и простоявшие 233 года хоромы купцов Строгановых. Они представляли собой трехэтажное деревянное здание, высотою в 14 сажен с живописным асимметричным крыльцом и шатровыми башнями.
Многообразное и красочное русское деревянное зодчество, накопившее богатый опыт, выработало формы и приемы, которые легли в основу каменного зодчества.
С образованием единого Русского государства коренным образом менялось положение его столицы Москвы, игравшей важную роль в объединении страны. В связи с этим подвергается значительной перестройке великокняжеская резиденция — Кремль, превращенный на рубеже 15 — 16 веков в грандиозный замок и первоклассную крепость. Именно в этот период как символ политической мощи Русского государства был создан величественный архитектурный ансамбль Кремля, удивительный по силе оставляемого им впечатления, до наших дней являющийся национальной гордостью русского народа.
В короткий срок были построены главные кремлевские соборы — Успенский (1475 — 1479 года), Благовещенский (1484 — 1489 года) и Архангельский (1505 — 1508 года).
Почти одновременно строились кремлевские стены. К 1495 году основные работы по возведению стен и башен Кремля были завершены. Кремлевские стены толщиною в основании 4 — 5 метров и высотою от 8 до 17 метров сомкнулись, образовав в плане неправильный треугольник протяжением 2270 метров. Кремль имел всего 21 башню: три угловые башни и по 6 вдоль его стен. Некоторые из них имели проездные ворота. Центральными воротами считались выходящие на Красную площадь Фроловские, позже названные Спасскими. Однако на этом работы не закончились. С некоторыми перерывами они продолжались до 1516 года, когда вдоль северо-восточной стены Кремля был прорыт ров и возведены вторые оборонительные стены. Ров наполнялся водой из реки Неглинки.
Толстые кремлевские стены со стрельницами, мощные башни, доминировавшие над прилегающей местностью, и окружающая Кремль со всех сторон вода — все это превращало резиденцию московских великих князей в крепость, отвечавшую самым высоким требованиям оборонительной техники.
С ростом авторитета великокняжеской власти возникла потребность в создании нового Кремлевского дворца. По замыслу архитекторов, он должен был состоять из нескольких палат, главной из которых являлась Грановитая, предназначенная для торжественных приемов. Это замечательное архитектурное сооружение, сохранившееся до наших дней, было построено тв 1487 — 1491 годах. Марко Руффо и Пьетро Антонио Соляри с учетом московских традиций. Почти квадратная в плане, поддерживаемая в центре мощным четырехгранным столбом, переходившем в своды, эта палата, площадью 485 квадратных метров, являлась самым большим самым величественным залом в России того времени. В конце 16 века стены палаты были украшены фресками.
На протяжении всего 16 века существовала еще реальная опасность вторжений крымских татар в пределы Русского государства и продвижения их до Москвы. В связи с этим правительство принимает меры к укреплению территории быстро растущего московского посада. К 1534 году торговая часть Москвы была окружена земляным валом, обнесенным деревянной плетеницей. По всей вероятности, по имени плетеницы — киты — эта стена получила наименование Китай-город. В 1535 — 1538 годах деревянная стена Китай-города была заменена мощной кирпичной, фундамент которой сложили из крупных плит белого окаменелого известняка. Работы по сооружению этой стены проводились под руководством архитектора Петра Фрязина. Строительные работы в Москве и других городах приняли столь широкий размах, что руководство ими было сосредоточено в созданном в 1583 году Приказе каменных дел. Первой крупной работой, проведенной приказом, было сооружение третьей линии каменных укреплений — Белого города. Это грандиозное сооружение протяженностью около 8 верст было создано под руководством замечательного русского архитектора Федора Коня. В очень короткий срок — с 1586 по 1593 год.
В 1591 году приступили и в 1592 году закончили сооружение четвертой оборонительной линии — Земляного вала протяженностью около 15 верст.
Создание этих сооружений, окружавших центр Москвы — Кремль, закрепило радиальную застройку столицы Русского государства, которая сохраняется в основе современной планировки Москвы.
Во второй четверти 16 века по образцу русского деревянного зодчества начинают создаваться изумительные по красоте каменные шатровые храмы.
В 1532 году в честь рождения сына Василия Третьего — будущего царя Ивана Четвертого неизвестным русским зодчим в селе Коломенском была выстроена церковь Вознесения. Удивительная оригинальность и красота этого храма поразили летописца. В числе других особенностей этого храма летописец отметил и ту, что он был построен «вверх на деревянное дело», то есть по образцу деревянных построек. Как и деревянные шатровые храмы, церковь имеет в плане квадрат, поставленный на подклет. На квадрате покоится восьмерик, переходящий в высокий, 20-метровый шатер. Храм увенчивается легким крестом, покоящимся на полумесяце. Строителям церкви удалось с таким искусством соблюсти все пропорции, что огромное каменное сооружение, достигающее 60 метров высоты, кажется необычайно стройным и легким. Красиво расположенная на крутом, обрывистом берегу Москвы-реки, церковь как бы сливалась с окружающей ее местностью.
В 1553 — 1554 годах был выстроен храм Иоанна Предтечи в селе Дьякове, исключительный по оригинальности декоративного убранства и архитектурного замысла.
Непревзойденным шедевром русского зодчества является воздвигнутый в Москве в 1554 — 1560 годах Покровский собор, «что на рву», позже получивший название храма Василия Блаженного. Он был сооружен в ознаменование покорения Казани. Строителями его были гениальные русские зодчие Постник и Барма.
В основании Покровского собора лежит типичная для русского деревянного зодчества форма креста. В центре стоит главная шатровая церковь, по кресту — четыре церкви, а по диагонали еще четыре, но меньшего размера. Наиболее характерную черту храма составляет многообразие и яркость архитектурного облика, отдельные части здания не повторяют друг друга. При осмотре храма с разных сторон вид его непосредственно меняется, а расположение главной церкви не в самом центре создает впечатление, что вся живописная композиция храма устремлена к Кремлю.
Созданием храма Василия Блаженного замечательные русские зодчие предвосхитили художественные принципы, которые получили развитие лишь в 17 веке.
Выдающимся архитектурным памятником того же периода был пятишатровый Старицкий собор, построенный в 1557 — 1561 годах. Менее декоративный, чем другие памятники зодчества этого периода, собор отличался строгостью линий, даже суровостью, придававшей ему, однако, своеобразную красоту.
Усиление самодержавия в конце 16 века вызвало появление в русской архитектуре стремлений к созиданию массивных, сверхмонументальных храмов. Таковыми, например, был Успенский собор Троице — Сергиева монастыря, законченный в 1585 году. Однако выстроенный в 1593 году собор Донского монастыря поражал стройностью и гармоничностью своих форм. Столь же совершенным архитектурным сооружением была надстроенная при Борисе Годунове церковь-колокольня Ивана Лествичника. Это монументальное сооружение, свыше 80 метров высоты, композиционно завершило величественный ансамбль Московского Кремля.
Об авторе